Сад и прибыльные плоды

Центральный ботанический сад в Минске принадлежит к числу крупнейших ботанических садов Европы

Любимое место отдыха, тихий оазис в шумном городе, остров зелени посреди мегаполиса... Соревноваться в выборе эпитетов, характеризуя Центральный ботанический сад Национальной академии наук (ЦБС), можно бесконечно. И лестные слова этот минский уголок оправдывает сполна. ЦБС принадлежит к числу крупнейших ботанических садов Европы как по площади, составу коллекций, так и по размаху научных исследований. В 1998 году он получил статус памятника ландшафтной архитектуры, в 1999–м был отнесен к памятникам природы республиканского значения и включен под первым номером в государственный реестр научных объектов, которые составляют национальное достояние страны. Но что кроется за званиями и регалиями? Не пора ли дать новый импульс развитию ботанического сада, сделав его местом паломничества десятков тысяч туристов со всего мира? Сегодня на традиционные три вопроса «СБ» отвечает Валентин Хитько, директор республиканского центра «Академэкспортинвест». Это предприятие занимается продвижением разработок Национальной академии наук на международные рынки товаров и услуг, ищет инвесторов для масштабных проектов. Реформирование ботанического сада, возможно, и станет одной из таких грандиозных задач, которые привлекут внимание общественности и заинтересованных лиц.


— Валентин Иванович, чем вызвано желание скорректировать облик ЦБС? Ведь и сейчас в погожие дни там много посетителей, сад посещают туристы, организованные группы...


— Действительно, в последнее время в ботаническом саду сделано многое — ведется реконструкция, облагораживается территория. ЦБС стал излюбленным местом отдыха минчан и гостей города. Однако если сравнить ботанический сад Минска по планировке и общему дизайну, по перечню предлагаемых услуг и туристической привлекательности с ботаническими садами других стран, то появляются вопросы. К сожалению, несмотря на огромные потенциальные возможности, наш ботанический сад выглядит очень блекло. Причина в его однобокой ориентированности. В основном — как научного учреждения, без учета других функциональных возможностей. Думается, недостаточно показывать посетителям насаждения только как ботанические образцы, размещенные в основном по общим и безликим экспозициям–клумбам и аллеям, и снабжать их только неуклюжими таблицами. Необходимо взять на вооружение лучшие образцы дизайна паркового и садоводческого искусства, дополнить экспозицию макетами наиболее интересных природных и архитектурных памятников страны, распределенных согласно их расположению на территории Беларуси.


— Иногда приходится слышать, что ЦБС недостаточно пользуется своим выгодным положением в центре города, что здесь не хватает объектов инфраструктуры...


— Необходимо учитывать выгодное соседство ботанического сада с парком Челюскинцев, на территории которого расположен большой лесной массив. Это дает дополнительные возможности для развития парка в одном комплексе с ботаническим садом. Например, в части парка Челюскинцев может быть размещен зоосад, в котором будет представлен животный мир Беларуси и в первую очередь наш символ — зубр. Это будет способствовать еще большему привлечению посетителей города и туристов к этому единому комплексу. Ведь сегодня большие площади ботанического сада, особенно по его юго–восточному периметру, представляют собой неухоженные территории вперемешку с хозяйственными участками, а также со свалками отходов. По сути, эти участки ботанического сада не только функционально пустуют, но и создают для посетителей крайне неприглядный вид. Но главное — сделать так, чтобы ботанический сад выполнял не только общественно–научные функции, но и ряд задач в области познавательных, образовательных, туристических и других услуг, организации досуга и отдыха, тематических выставок и конференций.


— Что нужно сделать для воплощения этих замыслов в жизнь?


— Задача превращения нашего ботанического сада в изумрудный талисман не фантастична, а вполне осуществима и сулит большие прибыли. Важно ставить при этом масштабные и амбициозные цели, которые способны привлечь крупные инвестиции из–за рубежа. На обобщенный проект реконструкции ботанического сада с вовлечением части парка Челюскинцев необходимо объявить международный конкурс. Это можно сделать под эгидой НАН и Мингорисполкома. Такой конкурс даст возможность выбрать лучший вариант проекта и будет способствовать привлечению инвестиций. А для придания импульса и мотивации к развитию необходимо уже сегодня включать ботанический сад в туристические маршруты. То есть задача стоит комплексная. Турбизнес — это специфический сектор экономики, а для нашей страны по большому счету — новый. Поэтому необходимо разработать комплексную государственную концепцию развития туризма в стране, а не отдельные ее фрагменты. Начать было бы целесообразно с организационной стороны. Министерство спорта и туризма — это немного не то. Спорт и физкультура — имидж и здоровье нации, а туризм — коммерция и бизнес, которыми должны заниматься компетентные люди с соответствующими способностями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter