Сад дивной дружбы

То, что изначально было заложено в нас природой и генетикой, все равно когда–нибудь себя проявит.
То, что изначально было заложено в нас природой и генетикой, все равно когда–нибудь себя проявит. И каким бы делом мы ни занимались, жизненные тропки все равно выведут на предназначенную судьбой стезю. Виктор Ашуркевич и Бронислав Адамович дружили еще с детства. Жили по соседству, вместе учились в десятилетке. Но, окончив школу, каждый выбрал свою дорогу.

Виктор Антонович окончил технологический институт, работал начальником участка в ДРСУ. Бронислав Эдуардович, отслужив в армии, пошел в МЧС. Каждый искал свое место в жизни. Встречались, постоянно перезванивались. Почти одновременно у каждого из них появилось одно и то же хобби, одна и та же страсть — садоводство. Крестьянские дети, они сызмальства были приучены к любому труду. Поэтому посадить дерево или привить его для них труда не составляло. Это горожане азы постигают в институтах. А для друзей школой садоводства была сама жизнь, родительский опыт.

2005 год для них стал переломным. В очередной раз, обсудив плодово–огородные новинки, Виктор и Бронислав как–то разом заговорили об одном том же. О саде, большом собственном саде, который бы и самим для души был, и детям да внукам в наследство остался. Так друзья решили круто изменить свою судьбу и перейти на нелегкие фермерские хлеба. Над названием хозяйства думали долго. Хотелось, чтобы и красивым было, и запоминающимся. А почему бы не «Дивный сад»?

Фермерство на себя оформил Виктор, а Бронислав стал его заместителем. Жены поддержали. Ирина Ашуркевич — по образованию химик–биолог. Так что ее знания еще как пригодились на первых порах! Но пришлось Ирине Сергеевне освоить и новую специальность — водителя. Марина Адамович — товаровед. В хозяйстве же отвечает за маркетинг.

КЛУБНИКА КАК ПОЧИН

Получив участок, Виктор и Бронислав начали искать подход к землянике садовой и закупили саженцы 8 сортов, которые и высадили на 20 сотках. Это сегодня фермеры — доки в любом аграрном вопросе, а тогда ни технологии, ни названия сортов ни о чем не говорили. До всего приходилось доходить методом собственных проб и ошибок.

Сегодня «Дивный сад» высаживает исключительно голландские сорта земляники садовой и только рассадой фриго. Ягода вырастает не только красивая, но и вкусная. Из всех апробированных сортов остановили свой выбор лишь на двух самых перспективных — «вима–занта» и «вима–тарда». Урожайные, неприхотливые, практически невосприимчивы к вертиллезу и мучнистой росе. Неплохи также и такие голландские сорта, как «вима–рина», «вима–ксима», «викода». При правильном уходе и благоприятной погоде за сезон с одного растения можно получить почти 1 кг ягод. «Викода» (самый поздний сорт) прекрасно себя чувствует в нашем нежарком климате. А благодаря позднему цветению уходит и от весенних возвратных заморозков.

Но даже и эти отличные сорта — уже вчерашний день. Сегодня бесспорное лидерство у «ханнойя» и «кимберли». И морозов не боятся, и урожайность высокая, и кусты раскрытые — не надо ягодку, как грибы в лесу, под листвой искать. У «ханнойя» первые ягоды (а вес каждой доходит до 45 г!) созревают на 6 — 8 дней раньше, чем у самых ранних сортов. И плодоносит он две недели. При одноленточной схеме посадки с гектара можно взять 14,6 т, а при многоленточной — 12,6 т. Сорт ценится за отличный вкус и дружную отдачу урожая. Устойчива «ханнойя» к морозу и дождливой погоде, к серой гнили и другим заболеваниям, не поражается и клещом.

СТО И ОДНА КУЛЬТУРА

Фермерский сад действительно получился дивный. Каких только культур здесь нет! Яблоня, груша, алыча, слива, персик, абрикос, смородина, земляника садовая, голубика, крыжовник, вишня, малина, черешня, фундук, грецкий орех... Все и не перечислишь. Разве только винограда нет. Но и у Виктора, и у Бронислава при доме он растет.

Особого внимания требует персик. На зиму его укрывают вначале лапником, а поверх еще и спанбондом. И по весне не торопятся раскрывать. Из десятка испытанных сортов черной смородины остановили свой выбор на двух — «селечинская» и «ядреная». Ранние, крупные, сладкие.

Из 54 га освоено пока только 38. Но через пару лет все будет засажено, а пока земля, засеянная сидератами, отдыхает, набирается сил. Участок под садом холмистый. Но в этом, как считает Бронислав, есть и свои плюсы. Сами плодовые деревья боятся ложбинок, где застаиваются холодный воздух и вода, а вот ягодники с такими природными аномалиями мирятся. Поэтому в низинах и высажены земляника садовая и черная смородина. Зимой под толщей снега им там комфортно.

СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД

Во время моего визита в фермерское хозяйство здесь вовсю кипела работа — полным ходом шла окулировка. Ее, под руководством жен моих героев Ирины и Марины, вели дети фермеров — Дима и Катя Ашуркевич, Сергей и Саша Адамович. Работа у них спорилась, прививали парами — один подрезал и «заправлял» почку, а второй тут же обвязывал место прививки полиэтиленом. Чувствовалось, что ребята — не новички в саду. Хотя все и учатся в Минске. За неполный день успевают привить до 1.200 саженцев. Не каждому профессионалу такой рекорд под силу.

СТАВКА НА ДВУХЛЕТОК

Наливаются, подрумяниваются крутобокие яблоки и груши. Все в «Дивном саду» радует глаз. Стройными рядами стоит шпалерный сад.  Радует глаз и питомник. В этом году фермеры будут закладывать новый сад не однолетними саженцами, как обычно, а двухлетними. Поразмыслив и просчитав все «за» и «против», они решили продержать в питомнике деревца лишний год. И этому есть разумное объяснение.

— При пересадке однолеток, — объясняет Виктор, — и последующей их обрезке все ветви тянутся вверх, метя на роль центрального проводника. В питомнике же, где растения высажены густо и в буквальном смысле чувствуют плечо (то есть ветви) друг друга, борьба за лидерство идет не так остро.

Чтобы из однолетки вырастить двухлетний саженец с кроной, готовой для посадки в сад, ее рано весной обрезают. Сильнорослый подвой со штамбом 70 — 80 см — на высоте 100 — 120 см от земли, карликовые и полукарликовые деревья со штамбом 40 — 50 см — над ближайшей почкой на высоте 80 — 100 см. Двухлетки лучше приживаются, да и на 1 — 2 года раньше вступают в плодоношение. Сад, посаженный кронированными двухлетними саженцами, способен окупить затраты уже на второй год после посадки, а заложенный однолеткой — в лучшем случае на четвертый.

УРОЖАЙНОЕ «ВЕРЕТЕНО»

Все деревья в саду (вне зависимости от культуры) усыпаны плодами. Что это — исключение из правил или обычная картина? Оказалось, испробовав множество различных формировок, Виктор и Бронислав остановились на одной — «стройное веретено».

История плодоводства, как известно, начиналась со свободно растущих объемных крон без всякого ограничения их силы роста. Пришедшие им на смену искусственные формы позволили выращивать на гектаре большее количество деревьев (до 4 — 5 тыс. на  1 га) и быстрее наращивать урожайность в молодых садах.

Следующим шагом в интенсивном садоводстве стал возврат к объемным кронам с отказом от скелетных веток. На карликовых подвоях сорта подбираются средне– и сильнорослые, интенсивного типа плодоношения. Хорошо, если они будут еще и устойчивыми к парше. Это на порядок снизит пестицидную нагрузку. Из белорусской селекции подходят «надзейны», «поспех», «дарунак», «память Коваленко» и др.

Весной дерево обрезается на высоте около 90 см на любую здоровую почку, то есть делается обрезка на крону. Все пробуждающиеся побеги до высоты 75 — 80 см удаляются. Верхнему вертикальному побегу обеспечивают лидерство, остальные ветви отгибаются до угла, близкого к прямому, и получают полную свободу. Основная аксиома садоводства: чем горизонтальнее положение ветки, тем обильнее плодоношение. Пригибать ветви лучше всего в апреле–мае. В июне уже закладываются плодовые почки. А каждая такая отогнутая ветка — это урожай следующего года.

На деревьях в «Дивном саду» нет веток старше 3 — 4 лет. Почему? Потому что только молодые побеги и способны активно плодоносить. Присмотритесь к «старичкам»: плодами усыпаны у них лишь концы ветвей, то есть молодые приросты. Если не удалять толстые взрослые ветви, то дерево очень быстро состарится, плоды начнут мельчать. Короче будет и период цветения.

Вырезая ветви, фермеры обязательно оставляют небольшой (5 — 8 см) пенек. Из спящих почек пойдут новые ветви, из которых можно будет выбрать одну с наилучшей геометрией роста. И так каждый год.

Какие культуры самые любимые? И Виктор, и Бронислав поначалу вроде бы и задумались, а ответа так и не дали. Все деревца, как объяснили они, что дети. Ведь и в семье один ребенок умный, второй красивый. Но каждый — любимый.

«Дивный сад» меня действительно удивил и поразил. И разнообразием культур, и ухоженностью. А еще — крепкой мужской дружбой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter