С высокими технологиями — к высотам образования

В Парке высоких технологий создана программа синтеза белорусского языка для незрячих

Мультимедийный учебник для   школы должен не только выдавать пользователю визуальный текст и создавать динамичную картинку на мониторе компьютера, но и предоставлять возможность прослушивать любой материал на цифровом аудиоплеере, описывая на словах даже физические формулы, таблицы и диаграммы. У специалистов компании «Сакрамент ИТ» – резидента Парка высоких технологий – эта идея родилась в ходе работы над проектом ЮНЕСКО по созданию программы синтеза белорусского языка для незрячих.

С поставленной социальной задачей ведущая в стране компания в области синтеза речи справилась быстро и, что важно, сделала всю работу бесплатно. Сегодня этой программой незрячие пользуются во всех специализированных школах республики, а также в Национальной библиотеке, где теперь есть возможность заказать озвученную версию любой книги, существующей в электронном варианте. Пользователь может выбрать наиболее понравившийся голос из шести, заложенных в программе, задавать приемлемый темп речи, тембр, устанавливать удобные для себя интервалы между словами и предложениями. В программе можно использовать более 20 настроек (что не имеет аналогов в мире), в том числе применять так называемый эффект реверберации, позволяющий приближать электронный голос к естественному, звучащему в приятной для слуха акустической среде. Все это дает возможность работать с текстами долго и плодотворно.

Кстати, анализ регулировок, которые выбирают для себя незрячие, позволил установить очень интересный научный факт. Как оказалось, зрительный центр головного мозга у них вовсе не выключен за ненадобностью, а интенсивно помогает слуховому центру обрабатывать звуковую информацию. Именно поэтому люди, лишенные зрения, особенно от рождения или с детства, способны хорошо воспринимать речь, воспроизводимую со скоростью в 3—4 раза более высокой, чем естественная. Такая «скороговорка» для человека с нормальным зрением — буквально птичий щебет, в котором ничего нельзя разобрать, но для незрячего – вполне комфортная скорость.

Следующим шагом создателей программы синтеза речи стал экспериментальный мультимедийный учебник физики для седьмого класса специализированных школ. Главное его достоинство, помимо звуковой версии, заключается в так называемом месте учителя, предусмотренном в программе. Пользуясь этой функцией, педагог может закачать в учебную программу дополнительный материал, ввести контрольные вопросы и тесты для оценки знаний. Опробовали новинку и с восторгом ее приняли в минской специальной школе № 188 для слабовидящих и незрячих детей, а Министерство образования рекомендовало ее к внедрению. Впрочем, отечественная программа синтеза тем и хороша, что позволяет учителю, используя программную оболочку, самостоятельно создавать звуковую версию учебника по любой дисциплине без благословения свыше. Именно так, методом народного творчества, за прошедший год были сделаны звуковые версии 10 учебников по истории, биологии и другим дисциплинам.

— Работая над учебником для незрячих, мы поняли, что практически такие же книги нужны и для учеников с нормальным зрением, — говорит учредитель компании «Сакрамент ИТ» Валерий Егоров. – Дело в том, что в связи с массовым использованием компьютеров и насыщенной учебной программой, требующей прочтения большого объема материала, нагрузка на глаза детей постоянно увеличивается. До 50 процентов школьников имеют проблемы со зрением, причем пятая часть из них – проблемы тяжелые. В московских школах, к слову, даже должность такую ввели – педагог по охране зрения, используются специальные методики, снижающие нагрузку на глаза, что не мешало бы перенять и нам. Так вот, наш учебник позволяет эту нагрузку снизить радикально. Устали глаза от чтения или просидел у монитора столько, сколько положено по санитарной норме, – переключай компьютер на звуковую версию. Она, как показывает практика, дает возможность усваивать материал не менее продуктивно. Более того, введя в программу модуль, позволяющий создавать вариант сжатой записи в формате МР3, мы добились того, что школьникам можно вовсе не пользоваться компьютером. Практически все они имеют дешевые портативные аудиопроигрыватели с функцией МР3 или такие же мобильные телефоны, в которые в компьютерном классе можно закачать нужный учебный материал в аудиоверсии. Этим проигрывателем можно пользоваться и дома, и по дороге на занятия.

По мнению специалистов, целесообразность перехода учреждений образования на озвученные мультимедийные учебники не вызывает сомнения. Тем более сегодняшнее время удобно тем, что школа возвращается к одиннадцатилетнему обучению, и комплект учебников будет полностью меняться. Самое время сделать решительный шаг в сторону системы, за которой будущее.

Разумеется, в один момент отказаться от традиционных бумажных учебников не получится. Часть школьников, особенно в глубинке, будет ими пользоваться какое-то время, и печатать, хотя и сокращенные тиражи, все же придется. Но городские школы и школьники технически и психологически уже готовы к такому новшеству. Готовы выполнить всю необходимую работу по внедрению новинки и отечественные разработчики программ синтеза речи.

В конце концов, проблема касается не только повышения качества учебных пособий, возможности их обновления, защиты зрения школьников. Электронные учебники на CD-дисках в разы дешевле бумажных, и их выпуск не потребует огромных государственных дотаций, о чем в условиях мирового финансового кризиса было бы нелишне подумать. В выигрыше окажутся и родители, которым придется тратить на учебные пособия гораздо меньше денег.

— Налоговые преференции, которые нам предоставляет Парк высоких технологий, позволяют реализовать проект с минимальными затратами, — отмечает Валерий Егоров. – Но без стартовой поддержки государства, хотя бы скромной, нам не обойтись. Все-таки речь идет об адаптации более сотни учебников – полного набора от первого до выпускного классов. Потратив деньги здесь, государство еще и сэкономит. А успех проекта позволит с выгодой для госбюджета активнее продвигать наш программный продукт на рынки стран СНГ, где благодаря подписанному недавно договору с «Софтлайн» — крупнейшей российской компанией, торгующей программным обеспечением, — белорусский товар может купить любой пользователь. Мы уже заявили о себе, разработав программу синтеза литовского языка, которую наши соседи приняли без замечаний, ведем переговоры по албанскому заказу и готовы работать с другими языками. В Молдове, Казахстане, Азербайджане, Армении, Таджикистане, Узбекистане проявляют интерес к нашим речевым технологиям, и мы можем предоставить им свои услуги вплоть до создания звуковых версий учебников на национальных языках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter