С вязаной шапкой и надеждой в глазах

Студенты-музыканты подрабатывают и в ресторанах, и в подземных переходах

Студенты-музыканты подрабатывают и в ресторанах, и в подземных переходах

Как-то в августе у Дениса, студента университета культуры и искусств, закончились деньги. Сунул дудку в карман, позвал друга с гитарой за компанию – и в переход. Играли всего четверть часа, до появления первого милиционера, но свои двадцать тысяч заработали.

В минских переходах время от времени можно услышать живую музыку. Молодежь старается привлечь внимание немногочисленной публики, вдохновенно перебирая струны или отбивая ритм. Голосистые поют, а те, чья очередь просить у прохожих деньги, с вязаной шапочкой и надеждой в глазах пританцовывают рядом. Но не только в переходах подрабатывают начинающие музыканты. Их можно встретить и в ресторанах.

С Денисом мне удалось поговорить в перерыве между репетициями. Он играет одновременно в нескольких коллективах. Только их выступления серьезного дохода не приносят: мало того что группы никому не известны, так еще и аренда небольшой каморки для репетиций влетает в копеечку.

— Самый быстрый способ заработать денег – отправиться в переход. Народ у нас музыку любит или просто студентов жалеет, но, так или иначе, за час можно и полтинник «срубить», — рассказывает Денис. — Главное — улыбаться и импровизировать. Правда, попрошайничать я не привык, с шапкой к прохожим не бросаюсь. Если человек захочет дать денег, сам подойдет.

Милиция, правда, народные таланты не жалует, поэтому уличные музыканты кочуют из перехода в переход. То ли дело ресторан. Там коллектив за два часа живого звука может заработать четыреста долларов. Однако для этого артисты должны быть, как минимум, известны в узких кругах. В любом случае, здесь студентам приходится непросто: профессионалы, за чьими плечами большой стаж работы в ресторанах, конкурентов «на свои поляны» пускают неохотно.

Денис уже несколько месяцев имеет стабильный приработок, играя на клавишных в группе одного шансонье. За концерт тот платит молодому музыканту семьдесят тысяч. И хотя приходится ездить на гастроли и играть нелюбимую музыку, парень продолжает работать – жить-то ведь надо.

Впрочем, на этом возможности заработать музыкой не заканчиваются. Однокурсник Дениса Артур этим летом ездил на месяц в Германию. Играя на кларнете по шесть часов в день, парень уличными концертами прилично пополнил кошелек.

На честно заработанные Артур поколесил по Европе и даже смог привезти кое-что домой.

— Если экономить на всех радостях жизни, питаться в столовых для бедных, где по соседству с вами будет ужинать немецкий бездомный, то за месяц можно собрать две тысячи евро, — рассказывает парень. — Едва ли в минском переходе столько положат в шапку.

В Германии уличная музыка законна, однако не во всех городах. Переезжая с места на место, бродячие артисты избегают штрафов.

А как относятся в университете к такой подработке студентов?

— Однажды преподаватель увидел в электричке парня, которого выгнал за неуспеваемость, — вспоминает Денис. – Бывший студент играл фальшиво. Это обстоятельство заставило профессора покраснеть.

Первый проректор Белорусского государственного университета культуры и искусств Юрий Бондарь никогда своих студентов в переходах не видел.

— Думаю, наши музыканты достаточно востребованы в ансамб-лях, студиях, музыкальных кружках на базах школ. Им не нужно стоять на улице с протянутой рукой, — говорит Юрий Павлович. — Да, в ресторанах, клубах студенты подрабатывают. Но в свободное от учебы время, которым они вправе распоряжаться на свое усмотрение. В конце концов, это практика. Студент набирается опыта и учится зарабатывать деньги. Впрочем, есть возможность получить неплохой гонорар и в самом институте.

Оказывается, на базе творческого вуза уже семь лет работает продюсерский центр. Те, кому нужны услуги музыкантов, обращаются сюда. Так, студенты выступают на детских утренниках, праздниках города. Не бесплатно, конечно. Сотни евро тут вряд ли заработаешь, но это достойная альтернатива игре в переходе, где волей-неволей ощущаешь себя попрошайкой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter