С волками жить...

Оказывается, все легенды и истории о дружеских взаимоотношениях прирученных волков и человека — не более чем миф.

Оказывается, все легенды и истории о дружеских взаимоотношениях прирученных волков и человека — не более чем миф.

Северная часть Россонского района — настоящий медвежий угол. Мобильная связь отсутствует, кругом — дремучие леса и болота, сугробы подтаявшего снега.
До ближайшей деревни — около четырех километров.
— Ты когда-нибудь слышал, как волки воют? — спрашивает зоолог Дмитрий Шамович, с которым мы едем по лесной дороге вдоль границы Российской Федерации.
— Нет...
— Сейчас услышишь!
Мы вышли из автомобиля. Дмитрий некоторое время прислушивался, затем, сложив ладони ковшиком, поднес их к губам, глухо, протяжно завыл, искусно имитируя голос волка. Через несколько минут тишину нарушил ответный вой. Шел он, как мне показалось, из лесной чащи. Сначала глухой и низкий,
он набирал силу, становился все более пронзительным и тянулся бесконечно долго. Его подхватил еще один зверь, присоединился третий. Честно говоря, от этих тоскливых звуков в глухом лесу стало не по себе...
— Где эти звери — на нашей территории или в России? — задаю Дмитрию вопрос.
— Это на моем подворье волчки соскучились, встречают, — спокойно ответил он...

Дикие “звезды”

Дмитрий Шамович ровно десять лет тому назад окончил биофак Витебского университета, затем, после трех лет аспирантуры в Институте зоологии НАН Беларуси, не смог отказаться от предложения работать в одном из частных охотничьих хозяйств Россонского района. Там Дмитрий проработал два года, затем ушел на вольные хлеба, стал заниматься организацией экологического туризма, научными исследованиями, наблюдениями за птицами.
У зоолога была возможность переехать поближе к цивилизации, в город, но вместо этого в глухой заброшенной деревне Сосновый Бор, что в пяти километрах от российской границы, он купил дом и там обосновался. “Природный” статус, как говорится, обязывает — в качестве питомцев Дмитрий завел не домашнюю живность, а... волков.

Собака собаке рознь

Три с половиной года назад в Россонском районе белорусский кинорежиссер Игорь Бышнев вел съемки документального фильма “Тропой волка”. Главные герои картины — три волчонка — были привезены в Сосновый Бор из Березинского биосферного заповедника.
После съемок звери остались у Дмитрия, дав ему редкую возможность изучать повадки умных и гордых лесных хищников. И первое, что усвоил хозяин волков, — никогда этот зверь не станет жить с человеком в качестве верного друга и помощника, а все легенды и истории о прирученных волках, описанные во многих книгах, — вымысел.
— Внешне волк и домашняя собака могут быть похожи. Однако у них абсолютно разные линии поведения, — стоя у просторного вольера с тремя серыми хищниками, делится результатами многолетних наблюдений Дмитрий. — Собака воспринимает человека как хозяина, неприкосновенное существо. Волк же в человеке видит в первую очередь опасного чужака.
В первые недели жизни у волков формируется понятие о представителях своего племени, а все остальные живые объекты у зверя автоматически переходят в разряд чужих. Поэтому единственный шанс приручить волка — воспитывать его с самого раннего возраста, с первых же дней привить уверенность, что человек, если так можно выразиться, член семьи.

Когда вожак стаи — человек

Своих волков Дмитрий воспитывает с десятидневного возраста. С молоком, которым хозяин собственноручно кормил еще слепых щенков через соску, они впитали доверие к нему, почувствовали “своего”.
— Теперь волчки воспринимают меня как вожака стаи, — рассказывает Дмитрий, присев на корточки в снегу и оглаживая волка, выпущенного из вольера на прогулку. — И ведут себя со мной исключительно по-волчьи.
Сорокакилограммовый хищник, наделенный острейшими клыками, лежит в снегу рядом с зоологом, пытаясь лизнуть того в лицо. Затем переворачивается на спину, показывая незащищенное брюхо. Эта так называемая поза подчинения характерна для серых. Волк как бы отдает себя на волю вожака, очередной раз признает за ним первенство.

Уважай сильного...

Ручные волки в Сосновом Бору содержатся в вольере. Теоретически зоолог мог бы отпустить своих питомцев на волю без опасения, что они убегут далеко. Однако делать этого не собирается. Стая волков строго контролирует свою территорию, и пришельцев из других стай прогоняют всеми доступными им способами. Не исключено, что незнакомого человека постигнет та же участь. Ведь сосновоборские волки в силу своего необычного воспитания всех людей также считают... волками. Какими бы ручными звери ни были, все равно будут оценивать статус человека по своим законам: если “волк” слаб, его попытаются прогнать, если силен — будут держаться от него на почтительном расстоянии.
— Меня мои волчки считают сильным, — рассказывает Дмитрий, выволакивая одного из матерых волков из вольера, не обращая внимания на отчаянное сопротивление. — Я значительно больше их по размерам, умею себя правильно вести. А вот женщины и дети волкам противопоказаны.
Волк в отличие от собаки практически не поддается дрессировке. Зверь этот умный и очень независимый.
— Например, если я пойду в лес, вся троица серых поплетется за мной и никуда не денется: я — их вожак, — рассказывает Дмитрий. — А вот команды ни один волк выполнять не станет.

Все равно в лес смотрит?

Верная, в общем, пословица о том, “сколько волка ни корми...”, на прирученных с малого возраста зверей не распространяется. Сосновоборскую троицу волков далеко от вольера заманить не удастся. Им попросту некуда идти: добывать пищу они не умеют.
С другой стороны, в квартире или деревне ручного волка содержать практически невозможно. Во всяком случае конфликты с людьми и домашней живностью гарантированы. Вот почему Дмитрий отвечает решительным отказом на многочисленные просьбы желающих приобрести волчонка.
— Подавляющее большинство людей даже представить себе не могут, как сложно содержать в неволе дикого зверя. Как непросто его вырастить, сколько сил и терпения, знаний и умения на это потребуется. Как ни крути, а волк — дикий зверь, созданный для жизни на воле. Пусть там и остается.

Согласно постановлению Совета Министров от 2 июня 2006 года № 698 “Об утверждении Правил отлова диких животных в целях содержания и (или) разведения в неволе, а также вселения, интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания” физические лица не имеют права отлавливать волка для содержания в неволе. По словам главного специалиста отдела биологического разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ксении Пантелей, зверя можно купить в какой-либо организации, документально оформив факт купли-продажи. В этом случае для волка необходимо подготовить специальный вольер, который должен быть осмотрен территориальным органом Минприроды (представителями районной инспекции природных ресурсов). Вольер для одной особи волка должен иметь площадь не менее 20 квадратных метров. Высота ограждения — не менее 3 метров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter