В РНПЦ психического здоровья с помощью различных методик помогают пациентам преодолевать зависимости

С вниманием и заботой

Волшебной таблетки или какого-то особого способа избавить человека от алкоголизма или наркомании в мире не существует. И везде с этими недугами справляются по-разному. По словам главного нарколога Минздрава, кандидата медицинских наук, директора РНПЦ психического здоровья Александра Ходжаева, у нас в стране созданы все необходимые условия для оказания качественной медицинской помощи пациентам с зависимостями.

Крайне сложный процесс

— Западный подход заключается в том, чтобы человек сам определял свою потребность в той или иной медицинской услуге. Если он не хочет, его никто не будет заставлять лечиться. Лишь когда он в следующий раз попадет в нетрезвом состоянии, скажем, в ДТП, его могут оштрафовать и отправить, предположим, на десять психотерапевтических сеансов. У нас иной подход. Когда человек попадает в поле зрения, мы сразу начинаем оказывать ему содействие в понимании болезни, профилактировать повторное потребление, сопровождаем определенный промежуток времени. Государство в реабилитацию людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, вкладывает большие средства. Результат этой работы есть. Но надо понимать, что он во многом зависит не от врачей, педагогов и социальных работников, а от самого человека с зависимостью, 
— уверен Александр Валерьевич.

В Республиканском научно-практическом центре психического здоровья работают около 1200 человек. Здесь 1472 койки, 150 из которых наркологические.

— Плюс на базе двух реабилитационных отделений оказывается помощь пациентам, которые имеют зависимость. Как на бесплатной, так и на платной основе, — продолжает директор РНПЦ психического здоровья. — Реабилитационные отделения или койки есть у нас во всех областных центрах. Объехав все регионы, могу сказать, что в некоторых из них для лиц, получающих данную помощь, созданы очень достойные условия.

На диспансерном наблюдении у врачей психиатров-наркологов сегодня около 145 тысяч человек, страдающих алкоголизмом, и около 12 тысяч наркозависимых.

Безусловно, это немало. В Беларуси годами ведется системная работа, направленная на то, чтобы популяризировать здоровый образ жизни. Однако крепкий алкоголь для большинства является продуктом застолья, празднования, а для некоторых и вовсе повседневным продуктом. Но он вреден для здоровья, поэтому у нашего населения важно менять структуру пития, что требует значительного времени, — считает Александр Ходжаев.

Главный принцип работы РНПЦ психического здоровья — найти точки соприкосновения с каждым пациентом для того, чтобы добиться устойчивого результата. Он подразумевает отсутствие рецидивов в течение года. Статистика показывает, что из 100 человек, злоупотребляющих алкоголем, к такому результату приходят 12—15 граждан. Наркотиками — 5—7.


Собеседник подчеркивает: снижение количества людей с зависимостями — это крайне сложный процесс.

— Решить этот вопрос одной только медицинской частью, одной только социальной направленностью либо путем каких-то ограничительных мер со стороны МВД не получится. Только комплексно. Повторюсь, у нас в стране для пациентов с зависимостями есть медицинская услуга, которая позволяет им в критический момент получить медпомощь и сохранить жизнь. А в дальнейшем — комплекс медико-реабилитационных мероприятий, которые позволят им длительно находиться в ремиссии. Абсолютно вылечить на сегодня данную патологию не представляется возможным. Есть период ремиссии, который достаточно индивидуален, — говорит директор РНПЦ психического здоровья, под началом которого работает коллектив профессионалов. Эти специалисты занимаются как практической стороной вопроса, так и научной, разрабатывая новые подходы и методы. Некоторые из них пришли на интервью.

Четкий план действий

— Мы активно проводим профилактическую работу. Выезжаем в крупные организации, учебные заведения Минска, рассказываем в средствах массовой информации, куда можно обратиться, если есть проблема с зависимостью. Работаем с общественными объединениями и церковью. Проводится в том числе работа по дестигматизации населения. Часто говорю на таких встречах: «Мы делаем тебе навстречу десять шагов, твоя задача — сделать к нам всего лишь два шага. А это — осознать то, что ты такой, и это не хорошо и не плохо. Просто ты такой, и ты нуждаешься в помощи», — рассказывает заместитель директора РНПЦ психического здоровья по медицинской части Вера Иваницкая.

Тех, кто мотивирован и изначально хочет получить реабилитационную помощь, в РНПЦ психического здоровья сразу госпитализируют в реабилитационное отделение. Нуждающихся в детоксикации — в соответствующее отделение.

— Врачи психиатры-наркологи определяют диагноз, составляют план лечения, оказывают медицинскую помощь, медикаментозное лечение, которое выводит человека из состояния психоза, судорог, когнитивных нарушений, и приводят в более сознательное состояние. Детоксикация плавно перетекает в реабилитацию, — сообщает заведующий наркологическим отделением для лечения и реабилитации лиц, страдающих синдромом зависимости от психоактивных веществ, Сергей Марчук.  Есть люди, которые категорически отказываются от реабилитационной помощи, но мы разъясняем необходимость этого, и они проходят краткосрочную двухнедельную реабилитацию. Так снижается вероятность повторного срыва.

Групповая психотерапия, индивидуальная работа с медицинским психологом либо врачом-психотерапевтом, физиопроцедуры, трудотерапия — режим здесь нужно соблюдать строго.

— Пациентов каждый день наблюдают врачи психиатры-наркологи и корректируют медикаментозное лечение, добавляя витамины, общие восстанавливающие, печеночные препараты, а также препараты для комфортного психоэмоционального состояния, — добавляет Сергей Александрович.

Кроме стационарного отделения, в центре есть отделение дневного стационара.

— Некоторые люди не хотят находиться в учреждении круглосуточно и, получив всю необходимую помощь, возвращаются домой, в привычную обстановку. В дневном стационарном отделении применяется мультидисциплинарный подход: с пациентом взаимодействует не только врач психиатр-нарколог, но и психолог, врач-психотерапевт, узкие специалисты. В дальнейшем человек проходит реабилитационные программы и мотивируется на длительную ремиссию, — говорит Вера Иваницкая.

Собеседники констатируют: многие бывшие пациенты, предчувствуя срыв, вовремя обращаются за помощью. Либо приезжают сразу после рецидива, не уходя в запой. Таким образом медперсоналу удается минимизировать различные негативные последствия (судорожные и психотические состояния).

В центре ведут беседы не только с пациентами, но и с их родственниками.

— Мы разрабатываем психо­образовательные программы для тех, кому человек, страдающий хроническим заболеванием — зависимостью, небезразличен. Поясню: людям, у которых гипертонические или, допустим, кардиологические заболевания, нужен определенный подход со стороны членов семьи. Больным с алкоголизмом, наркоманией он тоже нужен. Этому особому способу взаимодействия мы и будем обучать, — информирует научный сотрудник РНПЦ психического здоровья, заведующая образовательным центром Наталья Громова.

Наука и жизнь

Заместитель директора по научной работе РНПЦ психического здоровья Сергей Игумнов отмечает, что за последние десять лет по медицинской профилактике и лечению психических расстройств поведения, связанных с зависимостями, сотрудники учреждения опубликовали более десяти различных инструкций по применению.

— Все они начинаются с профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, — сообщает специалист.

— В 2014 году мы впервые в стране создали метод комплексной реабилитации, который предполагал последовательность этапов, мультидисциплинарную бригаду, где работал бы не один специалист, а целая команда сотрудников. Этот метод на практике показал очень высокую эффективность, — рассказывает ведущий научный сотрудник отдела психических и поведенческих расстройств РНПЦ психического здоровья Инесса Григорьева. Затем был разработан метод психотерапии лиц с зависимостью от психоактивных веществ, после чего — метод профилактики медицинских зависимостей. Там содержится информация, как относиться к людям, у которых есть биосклонность, как поддерживать их и как самому выбирать другие ориентиры.

Метод комплексной реабилитации лиц с зависимостью от алкоголя с привлечением к обязательному труду специалисты РНПЦ апробировали в исправительных колониях и ЛТП.

— Пенитенциарная система его одобрила, потому что те лица, с которыми мы работали, начали совершенно по-другому относиться к своему выздоровлению. Половина из тех, кто участвовал в реабилитационной программе, освободились на шесть месяцев раньше, — говорит Инесса Викторовна.

Сегодня совместная с Департаментом исполнения наказаний Министерства внутренних дел работа продолжается: создан проект долгосрочной реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ с помощью нейрокогнитивной реабилитации.
— Недавно также закончили проект психотерапии лиц с синдромом зависимости от алкоголя, склонных к агрессивному поведению. Сейчас разрабатываем несколько новых — по психоонкологии, психотерапии лиц с синдромом зависимости от табака, а для подростков хотим разработать методы помощи употребляющим вейпы и зависимым от гаджетов,
— добавляет Инесса Григорьева.

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter