«Омикрон» не станет последним штаммом ковида

С вирусом по пути

Все чаще в СМИ появляются разнообразные определения, относящиеся к сфере вакцинологии: вакцинация, ревакцинация, бустер, повторная прививка, протективность, иммуногенность, реактогенность, защитные титры антител. Подобными терминами пользуются в первую очередь профильные специалисты — вирусологи, микробиологи, иммунологи, инфекционисты, эпидемиологи, врачи клинико-лабораторной диагностики. Поэтому неудивительно, что у неравнодушных и интересующихся проблемами прививочной кампании людей возникают вопросы: как не запутаться в таком потоке медицинской терминологии и получить квалифицированные и доступные ответы? Сегодня вместе с доктором медицинских наук, профессором Григорием Чистенко, а также кандидатом медицинских наук, доцентом, заведующей кафедрой эпидемиологии БГМУ Ириной Вальчук мы беседуем о дальнейшей судьбе пандемии и выясняем, кому и какие виды прививок от ковида необходимо сделать в ближайшее время.

pexels.com

Второй шанс для иммунной системы

— Ирина Николаевна, в некоторых поликлиниках Минска начали проводить повторную вакцинацию. Объясните, пожалуйста, чем этот метод защиты иммунитета отличается от бустерной дозы?

— В ноябре прошлого года в Беларуси был утвержден приказ Министерства здравоохранения республики «О разъяснении порядка проведения повторной вакцинации против COVID-19». В этом документе четко изложены и унифицированы некоторые термины. Основная (первичная) вакцинация против COVID-19 — это курс вакцинации в соответствии с инструкцией к иммунобиологическому лекарственному препарату, проводимый пациенту впервые, который может состоять из двух доз вакцины («Гам-КОВИД-Вак», SINOPHARM) или из одной дозы вакцины («Спутник Лайт»).

Бустерная вакцинация против COVID-19 — это курс вакцинации, проводимый пациенту через 6 и более месяцев после основной (первичной) вакцинации.

Повторная (сезонная) вакцинация против COVID-19 — курс вакцинации, проводимый пациенту через 12 месяцев после основной (первичной) или бустерной вакцинации.

Бустерная вакцинация, которую нередко в странах СНГ называют ревакцинацией, проводится с использованием вакцины «Спутник Лайт», независимо от того, каким именно иммунобиологическим лекарственным препаратом была выполнена основная вакцинация. Группы населения, которым в первую очередь необходима бустерная прививка, — это лица в возрасте 18—25 лет (студенты, курсанты и учащиеся очной формы обучения учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лица, переболевшие инфекцией COVID-19 и другие), лица в возрасте 18 лет и старше, в том числе с ослабленным иммунитетом, лица старше 60 лет, а также лица, принимающие иммуносупрессивную терапию, находящиеся на гемодиализе. Кроме того, бустер проводится медицинским работникам, работникам стационарных учреждений социального обслуживаниям, лицам, переболевшим COVID-19.

— А что предпочтительнее для организма среднестатистического взрослого пациента, уже привитого первичной вакциной и переболевшего ковидом, — бустер или повторная вакцинация?

— Иммунологический эффект бустерной вакцинации основывается на закономерностях вторичного иммунного ответа организма, который имеет ряд существенных отличий от первичного иммунного ответа, формирующегося при проведении основного курса вакцинации. Вторичный иммунный ответ развивается при введении меньших доз антигена, отмечаются значительная скорость выработки и высокие титры антител, иммуноглобулины характеризуются высоким аффинитетом (сродством) к антигену, специфичность гуморальных и клеточных факторов иммунного ответа значительно выше, антитела и клетки иммунологической памяти дольше циркулируют в организме. Иными словами, люди, прошедшие бустерную вакцинацию, имеют более эффективную иммунную защиту при встрече с вирусом SARS-CoV-2, чем те, кто получил только основной курс прививок без бустера. Этот факт особенно важно учитывать в условиях циркуляции измененных антигенных вариантов вируса, которые испытывают на прочность наш иммунитет. Введение бустерной дозы вакцины обеспечивает быстрое нарастание (всплеск) антител и иммунных клеток буквально через несколько дней после прививки.

Кроме стимуляции иммунитета, введение бустерных доз преследует еще одну важную цель. Они «подчищают» те вакцинные неудачи, которые могли возникнуть у 5—15 % лиц в ходе вакцинации, когда не формируется достаточно напряженный и длительный иммунитет, несмотря на проведение первичной серии прививок. Тем самым мы даем нашей иммунной системе второй шанс.

Абсолютно закономерным является вопрос о необходимости повторной или сезонной вакцинации, которая стартовала в феврале в отдельных амбулаторно-поликлинических организациях Минска и в скором времени будет доступной и в других прививочных пунктах. Повторные прививки необходимы лицам 18 лет и старше через 12 месяцев после бустерной вакцинации и после основной (первичной) вакцинации лицам, которые не получили бустерную вакцинацию с использованием «Гам-КОВИД-Вак» («Спутник V»), или «Спутник Лайт», или SINOPHARM, или иного иммунобиологического лекарственного препарата. Такая необходимость диктуется как относительной недолговременностью поствакцинального иммунитета (по прошествии 4—6 месяцев после введения последней прививочной дозы отмечается его снижение), так и антигенной изменчивостью вируса SARS-CoV-2, которая снижает протективность сформированного ранее иммунитета. Так что людям, прошедшим первичный курс иммунизации 12 и более месяцев назад, безу­словно, необходимо проведение повторной прививки с использованием зарегистрированных в нашей стране вакцин по двукратной схеме.

— Если прошло 5 месяцев после бустерной дозы, можно делать повторную вакцинацию?

— Нет, в такой ситуации повторная прививка проведена не будет, — объясняет Ирина Вальчук. — Она может быть выполнена через 12 месяцев после введения бустерной дозы. В настоящее время тактика вакцинации именно такая. Однако в дальнейшем по мере накопления и уточнения научных данных о длительности и напряженности поствакцинального иммунитета и характера эпидемиологической ситуации по COVID-19 возможна коррекция подходов и адаптация схем вакцинации как в мире, так и в нашей стране.

ФОТО ИВАНА ЯРИВАНОВИЧА

Корону так просто не снять

— Григорий Николаевич, с позитивным прогнозом, что этот штамм — венец пандемии, мы вынуждены попрощаться?

— При разработке прогностических моделей очень трудно учесть влияние на эпидемический процесс в будущем всего многообразия эпидемически значимых факторов. Поэтому во многих случаях прогнозируемое развитие эпидемиологических событий не совпадает с их реальным состоянием. В связи с этим мы будем говорить не о прогнозах, в основу которых положены определенные методы эпидемиологического прогнозирования, а о возможных дальнейших вариантах развития пандемии COVID-19.

Существующий в настоящее время вариант развития пандемии характеризуется ­масштабным распространением коронавирусной инфекции. Значительная часть населения планеты остается непривитой вследствие проблем с доступностью вакцины, медицинских противопоказаний, низкого иммунного статуса или просто личного нежелания. В этих условиях вирус продолжает стремительно распространяться и мутировать. Если исходить из общебиологических позиций, ему не выгодно быть очень агрессивным и убивать жертв заболевания, ведь таким образом он лишает себя среды обитания и энергетических ресурсов. Следовательно, с большой долей вероятности можно предположить, что вирулентность у новых коронавирусов, появившихся в результате мутаций, сохранится на нынешнем уровне или станет меньше.

Второй вариант развития эпидемиологических событий можно условно назвать так: «новый мир — без COVID-19». Но здесь нужно учесть два обстоятельства. Первое: история медицины не знает примеров, когда появившаяся среди населения нашей планеты инфекционная болезнь исчезла сама по себе. Второе: полное искоренение COVID-19 в результате целенаправленных усилий мирового сообщества и при применении доступных на сегодня средств профилактики и лечения, к сожалению, невозможно. По ряду причин. Назову для примера одну из них: в ликвидационной программе инфекционной болезни центральное место занимает наличие эффективного инструмента управления эпидемическим процессом. В данном случае речь идет о вакцинах. Разработанные к настоящему времени коронавирусные вакцины значительно облегчают тяжесть заболевания, но не создают продолжительный стерильный иммунитет. Остается при этом надежда на продолжающиеся работы по созданию новых типов вакцин, позволяющих создавать защиту ко всем вариантам коронавируса, а также создающим местный иммунитет во входных воротах инфекции.

— Получается, третий вариант развития пандемии — дальнейшая жизнь с коронавирусом?

— Увы, да. И на сегодня этот вариант представляется наиболее вероятным. Применение разработанных коронавирусных вакцин и их будущих модификаций приведет к снижению заболеваемости, а также обеспечит защиту от тяжелого течения COVID-19 и летальных исходов. Чем меньше людей заболеет в будущем, даже легко, тем меньше у коронавируса останется пространства для мутаций. Следовательно, увеличатся периоды «нормальной жизни» — промежутки времени между появлениями новых опасных штаммов. При этом важно сокращать число заражений во всем мире — как за счет вакцинации, так и ограничительных мер.

— Значит, ковид приучит общество к социальной изоляции?

— Разумеется, не в полномасштабных размерах. Но да, нам придется постоянно считаться с тем фактом, что в развитии эпидемического процесса коронавирусной инфекции большую роль играют события суперраспространения (это массовые спортивные соревнования, зрелищные мероприятия в закрытых помещениях и т.п.), а также суперраспространители — люди с большой вирусной нагрузкой или большим количеством социальных контактов.

Экспериментируйте с умом

Российский политик Владимир Жириновский заявлял в СМИ, что привился 7 или 8 раз. Однако все равно заболел ковидом, причем в тяжелой форме, потребовалось подключение к ИВЛ. Некоторые специалисты уже связали это с тем, что пациент угробил свою иммунную систему слишком частыми прививками.

Ирина Вальчук подчеркивает — переусердствовать с прививками практически невозможно:

— Я уже неоднократно говорила о том, что резервы нашей иммунной системы поистине неисчерпаемы. Она может давать качественно и количественно полноценный иммунный ответ на тысячи и десятки тысяч микробных антигенов одновременно, причем даже у деток раннего возраста. Иначе человечество просто не смогло бы выживать и процветать на нашей планете.

Но при этом все же не стоит проводить эксперименты на себе. И конечно, нужно строго соблюдать все схемы и временные интервалы по введению вакцин, рекомендуемые нормативными документами Министерства здравоохранения страны.

КСТАТИ

Вакцинология как наука, с одной стороны, базируется на строго контролируемых научных биомедицинских исследованиях, сущность которых сложно объяснить неспециалистам. С другой — достижения вакцинологии носят сугубо прикладной характер и быстро внедряются в практическое здравоохранение. А это новые иммунные сыворотки, иммуноглобулины, интерфероны, бактериофаги, иммунодиагностические препараты — одни из самых востребованных лекарственных средств на фармацевтическом рынке. Эти препараты применяются для профилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний у детей, начиная с первых часов жизни, а также у взрослых. В современном мире сложно найти человека, который не сталкивался бы с вакцинами и прививками.

В связи с пандемией COVID-19 во многих странах предпринимаются колоссальные усилия по получению новых высокотехнологичных вакцин против этой инфекции, разработке схем и тактики прививочной кампании в различных группах населения. И тот факт, что в короткие сроки вакцинацией против коронавирусной инфекции в мире охвачено уже несколько миллиардов человек, говорит о невиданном ранее прогрессе медицинской науки и практики.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter