С видами на жизнь

"Мне не нравится слово "беженцы".
"Мне не нравится слово "беженцы". Ведь это же люди, которые были вынуждены уйти из одной жизни, не дожив ее, жизни опасной, страшной и жестокой, и начать жить в другой - в чужой стране с иными правилами и обычаями. Сегодня в мире их - более 20 миллионов. Они лишены дома, находятся в тяжелом положении. Для многих из них становится приютом Беларусь. Доброта белорусов помогает таким людям выстоять", - написала в своем сочинении на тему "Мы такие разные - этим и прекрасны" бобруйская школьница.

То, что Беларусь в решении проблем вынужденной миграции продвинулась далеко, признают даже международные эксперты. По словам главы представительства Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Беларуси Ильи Тодоровича, мы существенно опережаем в этом смысле страны СНГ. В нашей стране создана система правовой и социальной защиты лиц, ищущих убежище. Белорусское законодательство гарантирует признанным беженцам и членам их семей социальные права и защиту наравне с другими гражданами страны, содействуя в получении образования, медицинской помощи и трудоустройстве. Кроме того, Беларусь ратифицировала ключевые международные документы в этой области и приняла их к действию.

Вакила Шихква в Беларуси уже 12 лет. Она бежала из разрушенного войной Афганистана. Здесь, по ее словам, она нашла мир, спокойствие, все, что необходимо для достойной жизни. "Бомбежки, голод, палаточные городки - все это было вчера, и все это сегодня кажется мне ужасным сном. С тех пор, как я оказалась в Беларуси, у меня все хорошо. Я живу и работаю, мои дети учатся. Больше мне нечего желать", - со счастливой улыбкой заметила в беседе со мной Вакила.

В Беларуси таких людей уже более 700. У каждого из них тяжелая судьба, скитания, отчаяние и обретенная именно в нашей стране надежда.

Как отметил в разговоре с корреспондентом "СБ" Илья Тодорович, Беларусь очень ревностно относится к выполнению международных обязательств по защите беженцев. Проблемы, конечно, есть. Тем не менее связаны они, как правило, с трактовкой самого понятия "беженец".

Думаю, удивительного в этом ничего нет. Дело не столько в разночтениях терминов, сколько в сложившейся у нас "транзитной" ситуации, которая еще больше осложнится в новом году, когда Беларусь станет последней границей Евросоюза. Уже сегодня наша страна частенько используется нелегалами в качестве переправы на Запад. Естественно, что в таких условиях некоторый элемент предвзятости к неожиданным гостям - мера больше вынужденная, нежели преднамеренная. Увы, порой под определение "нелегальный мигрант" подпадает действительно обездоленный и действительно нуждающийся в помощи человек. Впрочем, подобные казусы, по словам Тодоровича, происходят довольно редко и уж ни в коем случае не свидетельствуют о существовании в белорусском законодательстве о беженцах определенных пробелов. К тому же те, кто работает с вынужденными переселенцами, хорошо понимают разницу между нелегалом и беженцем и стремятся избегать ошибок. Слишком уж велика ответственность, когда речь идет о судьбе человека, уже обреченного на изгнание.

В заключение приведу строки из письма витебских школьников в адрес УВКБ ООН в Беларуси: "Хорошо, что люди в Беларуси живут в дружбе и взаимоуважении с людьми разных национальностей. Мы все разные, и это прекрасно! Тем более что главное в человеке не то, какой он национальности, а то, что он хранит в душе и как относится к другим людям. Беженцам не нужно наше сочувствие. Им необходимо, чтобы к ним относились, как к равным". Думается, что в этих строках выражены и серьезная политика государства, и общественные ценности, которые закладываются в семье и школе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter