Об активном отдыхе

С ветерком

Об активном отдыхе

Обожаю велосипед. Сколько себя помню — всегда на нем катался. Вначале на маленьком трехколесном. Потом, когда уже стал школьником, родители купили мне детский «Орленок». Как он только выдерживал непростые нагрузки?! Мы, деревенские мальчишки, устраивали бесконечные гонки до изнеможения по сельским дорожным ухабам, сгоняя с себя по семь потов. А на следующий день, как ни в чем не бывало, снова брали в руки руль. Проехать два–три десятка километров — не вопрос. А потом еще оставались силы без устали гонять по стадиону мяч, а затем до посинения купаться в быстрой речке...


Вспомнил о прошлом потому, что активный отдых у молодежи сейчас зачастую заменяют другие развлечения, но уже больше «сидячие», за столом у компьютера.


Проблема, конечно, неновая, и больше актуальна она для города. Однако не все так мрачно, как может показаться. Недавно сделал для себя открытие: в Гродно, где еще несколько лет назад велосипедные прогулки были редкостью, теперь все иначе. Это прежде всего заметил по подъезду дома, где живу. На лестничных площадках многие подростки устроили велопаркинг, чего раньше не было. Значит, появился у них интерес к двухколесному транспорту. Но особенно это ощущаешь, когда идешь по тротуару. Сам неоднократно убеждался, что там надо быть не менее внимательным, чем при переходе улицы. Чтобы не сталкиваться с автотранспортом на улице, любители вело колесят по тротуарам, со свистом лавируя и пролетая мимо опешивших пешеходов.


Как же решить эту «педальную» задачу?


Если раньше многие горожане о велосипеде и не помышляли, то теперь к нему хоть медленно, но приобщаются. Вот только где и как ездить, если нет нормальных и безопасных условий? Гродно здесь не исключение. При проектировании и строительстве жилья на эту проблему долго никто не обращал пристального внимания. И только совсем недавно архитекторы внесли коррективы в свои градостроительные планы. Так, в самом перспективном микрорайоне областного центра Ольшанка, рассчитанного на 50 тысяч человек, стационарные велодорожки сейчас оборудуются одновременно с возводимыми домами. Заместитель председателя Гродненского горисполкома Зоя Кулеша отметила, что это не единичный случай. По ее словам, намечены перспективные пути развития велосипедного движения в городе. А именно: при строительстве новых жилых кварталов и реконструкции существующих улиц и проспектов обязательно проектом будут предусмотрены условия и для велосипедистов. А в живописной лесопарковой зоне в Пышках, на окраине города, за счет средств Евросоюза планируется оборудовать около 30 километров трассы для велосипедистов, четверть из которой будет с твердым покрытием.


Разумный подход. Но как обустроить территорию там, где велотрассы никогда не были начертаны даже на бумаге?


На днях удивился еще одному велосипедному новшеству в Гродно. На плиточных тротуарах вдоль восьми основных городских улиц впервые появились дорожки для прогулок на двух колесах. Их аккуратно разметили яркой белой краской, а заодно нанесли соответствующие пиктограммы. То есть маршруты уже определены. Почему бы не прокатиться?


Я так и сделал. Вот только своего велосипеда у меня, к сожалению, нет. Но разве это может помешать желанной прогулке? Обратился во все шесть пунктов проката Гродно. И только в одном из них мне предложили взять велосипед. Обычный дорожный транспорт минского производства с уже непривычной высокой рамой, к тому же далеко не первой свежести. И хотя плата за прокат не зашкаливала — чуть более 10 тысяч рублей в сутки — от такого «сервиса» решил отказаться.


Велосипед, импортный и многоскоростной, взял у друга. Путешествие по тротуарам, где всегда раньше ходил пешком, было экстремальным. Представьте: велодорожка шириной всего один метр. При встречном движении на ней трудно разминуться, не мешая пешеходам. Да и те пока не привыкли ходить по новым правилам и не пересекать сплошную белую черту. Вдобавок еще многочисленные зигзаги и крутые виражи на дороге, трамплины на бордюрах. К слову, о них. По утвержденным в 1998 году республиканским строительным нормам высота бордюров на улицах у пешеходных переходов должна быть не выше 2,5 — 4 сантиметров. Специально обошел несколько улиц в городе, где в последние годы сделали капитальный ремонт. За редким исключением такие параметры соблюдаются, а потому велосипедисты по–прежнему с трудом преодолевают дополнительные преграды.


Поставил точку, а перед глазами еще одна картина из моей зарубежной поездки. Утро. Амстердам. Один из самых «велосипедизированных» городов Европы заполонили велосипедисты. Удивился тому, что крутили педали не только развлекающиеся подростки, но и солидные дяди в стильных костюмах с портфелями. Там велосипед уже не просто мода для всех возрастов, а обязательная транспортная потребность. Для этого созданы все условия: велосипедные трассы по всему городу размещены между улицей и пешеходной дорожкой и выделены отдельным цветом. Удобно, безопасно и понятно для всех.


Этому стоит поучиться и нам, тем более что уже сделаны первые решительные шаги.

 

Советская Белоруссия №165 (24302). Среда, 4 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter