У таксистов начали изымать авто за незаконную предпринимательскую деятельность

С ветерком на штрафстоянку

Посмотрели, как транспортная инспекция конфисковывает машины у таксистов-нелегалов. Спойлер: диалоги изумляют

Конфликты пассажиров и таксистов участились: недовольство качеством услуг стало триггером для усиления контроля за этой сферой. Водителям, которые занимаются незаконной предпринимательской деятельностью и экономят на безопасности пассажиров, грозит крупный штраф и конфискация дохода — так было всегда. Но теперь начали изымать и автомобиль.

«Нашли бандита»

Транспортная инспекция (ТИ) на неделе сильно пошумела в информационном поле. Первые случаи изъятия машин у нелегалов — самая популярная тема разговоров на минских стоянках такси. Скажем прямо: работает. Видавших виды машин с ободранной оклейкой стало меньше, ведь они сразу бросаются в глаза, а никому из водителей не хочется на месяц остаться без колес.

Первого нарушителя ловим, что называется, на живца. Двое сотрудников ТИ вызывают машину через сервис заказа такси. Не проходит и 10 минут, как к кинотеатру «Октябрь» причаливает черный Nissan Almera. Сотрудники ныряют в салон и мчатся к строительному рынку в Уручье. Почему туда? В нескольких минутах — та самая штрафстоянка, где осиротевшие машины нарушителей дожидаются решения суда. Оплата мечеными купюрами произведена, и таксист, представившийся Александром, понимает, что отпираться бессмысленно. Все происходящее, от посадки в машину до оплаты проезда, зафиксировано на видео.

— Ну, нашли бандита, — негодует нарушитель, придерживаясь тактики «я не я и машина не моя».
— Племяш дал Nissan протестировать. Первый день катаюсь. Я ж не виноват, что он техосмотр не прошел, что резина сильно изношенная… Страховки нет? Ну и что!

   — Вы на этом автомобиле оказываете услуги по перевозке пассажиров, а значит, его исправность — ваша зона ответственности, — обрывает нелепый спич начальник управления контроля автомобильного транспорта филиала ТИ по Минску и Минской области Александр Коваленко.

— Я имею право возить, я плачу налоги, — не унимается таксист.

— Как вы платите налоги, если у вас нет кассового аппарата и таксометра?

— С головы. На честном слове. Клиентам эти ваши чеки не нужны. А таксометром можно не пользоваться.

— Кто такое сказал? — удивляется инспектор.

— Я вам говорю, — нарушитель с каждой репликой уходит во все больший отрыв от реальности. — Не надо меня тут стращать. Завтра бы все сделал.


Проверяющие повидали разных нарушителей и прокачали свою стрессоустойчивость до максимума, поэтому все выпады таксиста — мимо. Из необходимых документов у водителя оказались только водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и стандартная страховка. Коваленко перечисляет:

— Такси должно проходить техосмотр каждые полгода. Nissan в этом году еще ни разу его не проходил, то есть разрешения на допуск к участию в дорожном движении нет. Ни шашечек на крыше, ни характерной желтой оклейки, ни таксометра, ни визитной карточки в салоне... Как нет и страховки перевозчика перед пассажирами и сертификата о прохождении обучения по работе с газобаллонным оборудованием, потому что эта машина на газу.

Что по итогу? Нашего первого нарушителя от изъятия машины спасло наличие статуса ИП. Однако увесистый букет «косяков» может стоить ему до 5500 рублей.

Это не шутки — изымают маршрутки

Солнечный осенний день омрачил своим пассажирам сервис маршруток. До Могилева рейс не доехал — на выезде из Минска транспортная инспекция развернула серый Mercedes-Benz. Пассажиры сильно удивились, узнав, что их перевозили нелегально. Билетов ни у кого не оказалось. На штрафстоянке водитель Роман серой во всех смыслах маршрутки спокоен как удав. Знает — к нему вопросов не будет: «Я водитель. Работаю по договору подряда. Куда сказали — туда поехал».

И правда, все претензии — к перевозчику. Оказалось, в этот день микроавтобус вообще не имел права выходить в рейс.


— В данном случае классика нарушений — перевозка пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных, — обозначил наиболее острую проблему с маршрутками Александр Коваленко. — Некоторые перевозчики не получают лицензии или не могут ее получить по разным причинам, но продолжают работать. Вещдок — Mercedes-Benz — как орудие совершения преступления изымаем. Больше никто не будет осуществлять на нем незаконную деятельность до решения суда. Есть время подумать и устранить нарушения.

Ведущий специалист регионального отдела контроля автомобильного транспорта филиала ТИ по Минску и Минской области Антон Антонов объясняет, что, если пассажир сел в такую маршрутку, закон его защитить не сможет:


— Гарантия защиты прав пассажира — билет. Нерегулярный перевозчик не может выдавать его каждому пассажиру. Иногда дают чек, но даже бухгалтерия не примет его для оплаты командировочных. Не возьмет его и страховая в случае ДТП.
Пока инспекторы оформляют конфискацию, осматриваюсь на штрафстоянке. Я насчитала 12 маршруток. Это улов инспекторов за последние две недели. Здесь же шесть машин такси. Среди них успевший стать знаменитостью в TikTok Chrysler Voyager, водитель которого, уходя от погони, вытолкнул из салона пассажира и удирал с открытой дверью.
Помимо штрафа за незаконную предпринимательскую деятельность ему грозит штраф за неподчинение требованию об остановке. Вообще, нелегалы часто пытаются убежать. Только на прошлой неделе таких погонь было четыре. Один из беглецов лишился прав на полгода и получил 14 суток ареста.


Положительный выхлоп

В дополнение к рейдам и штрафам еще одну меру контроля и наказания недобросовестных маршрутчиков – временное изъятие автомобиля - ввели в марте. По поручению правительства и Минтранса контроль за деятельностью маршруток ужесточили после трагедии под Смолевичами, которая унесла жизни 13 белорусов. Мера оказалась эффективной и ее решили распространить на такси.

По словам первого заместителя начальника Транспортной инспекции Юрия Костюка, никто не собирается усложнять жизнь перевозчикам, лишь хотят помочь привести в порядок работу тех из них, кто экономит на безопасности пассажиров:

- Прежде всего обращаем внимание на те нарушения в области транспортной деятельности, которые могут нанести вред жизни и здоровью пассажиров. Мы определили маршруты, где систематически допускаются нарушения, и проводим контрольные закупки. У перевозчиков, которые допустили грубые нарушения, транспорт изымают сроком на месяц или два – пока будет рассматриваться дело об административном нарушении. Решение о возвращении маршрутки или такси принимает экономический суд.

Замначальника уточнил, что в этом году уже провели 647 контрольных закупок. Изъяли 93 транспортных средства, на которых осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность. Из них 31 такси и 62 маршрутки. Сейчас практически каждая третья контрольная закупка заканчивается изъятием транспортного средства. Это говорит о масштабе проблемы. Нарушения разные. Бывали факты, когда на вызов приезжали таксисты, лишенные водительских прав за вождение в состоянии наркотического опьянения. По законодательству ответственность за передачу заказа лежит на диспетчере службы такси. Однако заказ передается на телефон, а кто и кому передал телефон проследить сложно.

Навести порядок, считает Юрий Костюк, позволит Указ Президента «Об автомобильных перевозках пассажиров». Проект документа прошел общественное обсуждение. Он предусматривает создание единого реестра, который аккумулирует все сведения о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и такси. С сентября подобная платформа действует в РФ.

Алгоритм простой: программа автоматически проверит, например, пройден ли техосмотр. Если нет – исключит машину из реестра и уведомит о проблеме перевозчика. И так по каждому пункту: наличие обязательных видов страхования гражданской ответственности, сроки прохождения транспортными средствами гостехосмотра, прохождение водителями предрейсового медосмотра, увязке водителей и транспортных средств с конкретным перевозчиком… Платформа позволит каждому пассажиру убедиться в том, что транспортное средство и водитель находятся в реестре, а значит, соответствуют требованиям законодательства. Также у контролирующих органов появится возможность в автоматическом режиме анализировать законность транспортной деятельности перевозчиков. 


Дорожные войны

Конфликт в такси закончился уголовным делом

Жительница столицы с ребенком заказала машину через приложение. Сев в салон, попросила водителя немного подождать еще одного человека. Но тот отказался от поездки и потребовал покинуть салон. Когда это не сработало, силой вытащил женщину и бросил на землю. Пострадавшей потребовалась помощь медиков. Суд признал таксиста виновным и назначил наказание в виде ограничения свободы на год.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter