С ветерком и... аппетитом!

В РЕСПУБЛИКЕ сокращается финансовая нагрузка на инвесторов в сфере развития придорожного сервиса. Соответствующий указ подписал глава государства.

По данным статистики, протяженность трасс общего пользования составляет у нас 85 тысяч километров, из них почти пятая часть приходится на международные и республиканские дороги. По этим трассам проходит около 3 миллионов машин с белорусскими номерами. Кстати, по уровню автомобилизации мы обогнали все страны СНГ, и даже Польшу. Кроме того, каждый год мы принимаем десятки тысяч авто из-за рубежа, и гостям нравится качество нашей дорожной сети. Но трасса — это не только проезжая часть, но и сервис.

По информации Минтранса, сейчас в стране действует более 1,6 тысячи объектов придорожного сервиса. Среди них свыше 500 автозаправочных станций и станций технического обслуживания автомобилей, около 900 предприятий торговли и пунктов питания, значительно меньше гостиниц и автостоянок. Ведется строительство и реконструкция еще более ста объектов. И все равно уютных, привлекательных, доступных кафе, ресторанчиков, кемпингов явно не хватает. Инвесторы пока неохотно занимаются придорожным сервисом. Частному капиталу вновь пошли навстречу.

Указ Президента расширяет действующие с 2008 года льготы. Скажем, инвесторам теперь не нужно платить земельный налог и аренду за земельные участки на период проведения проектных и строительных работ, а также в течение двух лет после ввода объекта в эксплуатацию. Они освобождаются от отчислений в инновационные фонды строительных организаций, что впоследствии сможет сократить издержки для самих владельцев. Кроме того, в число объектов придорожного сервиса добавлены охраняемые стоянки и стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья.

По данным департамента «Белавтодор» Минтранса республики, розничный товарооборот объектов придорожного сервиса за 2010 год вырос на 680 миллиардов рублей, то есть на 19 процентов. Но доля общепита пока невелика, основной доход дают автозаправочные станции. Конкретный пример. Если взять товарооборот небольшого кафе, расположенного подальше от Минска, то в среднем он составляет 300 миллионов рублей в год, что в три раза меньше, чем в обычной столовой в столице.

А ведь именно придорожный сервис является сегодня одной из приоритетных сфер экономики для создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности, где занятость зависит от сезона. Реализация положений указа позволит улучшить сервисное обслуживание, создавать ежегодно более 200 рабочих мест в населенных пунктах, расположенных вблизи республиканских автомобильных дорог.

Разработана и Генеральная схема развития объектов придорожного сервиса до 2015 года. К этому времени мы должны «подтянуть» его до международных стандартов. Так, например, через каждые 30 километров на трассе можно будет перекусить, через каждые 30—40 — заправить автомобиль, через 70 — получить техпомощь.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter