Недавно в дверь квартирки площадью 6 квадратных метров без всяких удобств по улице Карла Маркса, 6 в Витебске, где проживал одинокий Михаил Васильевич Щукин, постучали. На пороге стояла целая делегация - судебные исполнители, грузчики, сотрудник милиции.
- Есть решение суда о вашем выселении из общежития, - объяснили Михаилу Васильевичу. Грузчики взяли единственную в его квартире вещь - кровать - и вынесли на улицу. И только сопровождавший милиционер, посмотрев на процедуру, грустно сказал: "Стоило ли судиться? У нас в карцере условия лучше".
Михаил Васильевич хоть иногда и выпивал, но был человеком законопослушным, и карцер его никак не устраивал. Он перетащил кровать в свой сарай, находящийся рядом со злополучным домом, и поселился там.
Ожидает выселения из своей квартиры в доме по улице, названной в честь основоположника, и бывшая супруга Щукина - Евдокия Григорьевна Матвиенко. Она имела неосторожность поменять паспорт (ведь, оказывается, в общежитии живет), где ей постоянную прописку заменили на временную, и она также решением суда обязана покинуть занимаемое помещение. А вот ее дочь, проживая на той же площади, все еще прописана постоянно (?!), и ей пока выселение не грозит.
Документы на выселение в никуда получили еще 8 жильцов дома по Карла Маркса, 6. Далее стоит процитировать типовое уведомление, подписанное юристами СМП-715 "Белтрансстроя": "Вы уволились по собственному желанию без уважительных причин и не поддерживаете с предприятием трудовых отношений. В соответствии с требованиями жилищного законодательства Республики Беларусь (ст. 127 ЖК РБ) работники предприятий, учреждений и организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушения трудовой дисциплины или совершения преступления. В связи с этим вам до (ставится дата) надлежит освободить жилое помещение, предварительно осуществив ремонт и в полном объеме расчет за коммунальные услуги".
Фокус заключается в том, что никто из 60 жильцов этого дома в СМП-715 не работает. И что живут в общежитии - до сего времени не знали. Имели ордера, выданные райисполкомом Железнодорожного района Витебска, постоянную прописку.
О доме надо поговорить отдельно. После освобождения Витебска 26 июня 1944 года было издано распоряжение о привлечении сельской молодежи на стройки города. Тогда-то из шлакобетона и строился барак по К.Маркса, 6. Людям надо было иметь крышу над головой, а потому на качество строительства не обращали большого внимания. Все понимали - это временное жилье. Дом был сдан в эксплуатацию в 1948 году. Но двухэтажный барак пережил и Хрущева, и Горбачева с их жилищными программами. Сейчас он напоминает пресловутую Воронью слободку. С той лишь разницей, что жильцы там не ссорятся между собой - трудности сплотили их. Но состояние дома таково, что до беды недалеко. На весь дом - одна комната с двумя умывальниками, где можно помыться, постирать, вымыть посуду. Нет канализации. Жильцы, придя с работы, занимают очередь, чтобы хоть в 3 часа ночи сполоснуться или что-то постирать. Стены в этом "обмывочном пункте" полностью прогнили.
Однажды там и стены уже рушились, проваливался пол и падал потолок. На кухнях, под которые выделены четыре комнаты, стоят по 3 - 5 газовых баллонов, электроплитки. Был случай, когда один из баллонов загорелся. Все обошлось только потому, что жильцы не растерялись и сумели выбросить его в окно во двор, где он и взорвался.
Не случайно жители витебской Вороньей слободки стали писать жалобы во все инстанции. Приехали комиссия из "Белтрансстроя" и работники санэпидслужбы. Вердикт их был краток: "Дом по Карла Маркса, 6 признать аварийным и неприспособленным для жилья". Для жильцов пообещали организовать ЖСК и выделить им субсидии на строительство жилья. Шел 1997 год.
Но, как у нас нередко бывает, обещание так и осталось всего лишь обещанием. Более того, на свет Божий невесть откуда появился документ, будто в 1953 году СМП-715 был выделен земельный участок для постройки общежития. Жильцы уверены в одном: коммуналку назвали общежитием для того, чтобы выселить всех без предоставления жилья. "Дожаловались!" - с горечью говорят они.
Выселение из "общежития" началось. Впрочем, это не останавливает активных защитников своих прав. Они нашли фамилии тех, кто проживал по этому адресу в 1948 и 1949 годах, и отсюда поступал учиться в СШ N 17, есть имена тех, кто в это время родился в доме по К.Маркса, 6, тех, кто его строил. Поможет ли это? Ведь прецедент уже создан. Есть даже заключение прокуратуры Витебской области, что суды поступают правильно, выселяя людей.
- Живу здесь с 1959 года. 16 лет отработал в СМП-715, - говорит пенсионер Василий Герасимович Павлов, также подлежащий выселению из своей комнатушки. - Жить тяжело. Зимой батареи еле грели. Обои покрылись плесенью. А выселят, куда я пойду? Бомжевать на старости лет?
- Лучше уж это, чем ничего, - вторит ему Владимир Ануфриев, отработавший более 10 лет на стройке.
Грустно смотреть на убогость барака. Еще печальнее всматриваться в глаза его обитателей. И совсем уж невозможно понять решения СМП-715, местных властей, судов и прокуратуры. Создается такое впечатление, что они задались целью выплеснуть на улицы Витебска 60 новых бомжей. Понятно ведь, что, будь у жильцов дома по Карла Маркса, 6 возможность перебраться в другое жилье, они с радостью покинули бы стены барака. Но в том-то и суть, что идти им некуда. Не по-людски все это как-то. Законы, конечно, соблюдать нужно, но здравый смысл терять не следует.
"СБ" будет внимательно следить за развитием событий и ожидает ответ из Витебского облисполкома.
С вещами на выход!
Недавно в дверь квартирки площадью 6 квадратных метров без всяких удобств по улице Карла Маркса, 6 в Витебске, где проживал одинокий Михаил Васильевич Щукин, постучали.