— В стране приняты решения по стимулированию приобретения электротранспорта, развитию соответствующей инфраструктуры, — вводит в курс дела министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич. — Рассчитываем, что уже в этом году количество электроэнергии, используемой на «заправку» транспортных средств, возрастет в 3,5 раза...
На Дне электротранспорта были представлены лучшие мировые разработки.
— На нас тогда смотрели как на ненормальных, — вспоминает генеральный директор управляющей компании холдинга «Белкоммунмаш» Владимир Король. — Электрическая батарея весила три с половиной тонны, а ее заряда хватало автобусу всего на пять километров пути. О стоимости и говорить не приходилось. Сейчас ситуация в корне иная. Только в Беларуси на городских маршрутах уверенно работает 100 наших экологически чистых электробусов суперскоростной зарядки. Интерес к такой технике проявили и в России. Машина окупается за 4—6 лет. В планах — разработка автобуса‑беспилотника, электрического грузовика, совместно с «Белнефтехимом» — зарядной станции, праворульных машин, сертификация нашей техники в Европе...
А вот еще один электробус большого класса, разработанный ОАО «Минский автомобильный завод». Двенадцатиметровая машина рассчитана на 300 километров пути без подзарядки. Такой ресурс новинке обеспечивает батарея российского производства. Электробус максимально унифицирован с обычным дизельным собратом марки «МАЗ», и в этом, считают разработчики, большой плюс. В следующем году завод предполагает реализовать в Беларуси первые десять таких электробусов.
Рядом — целая линейка электрических самокатов, мопедов, мотоциклов. Подходим к футуристического вида конструкции с броским названием «Панч», ее предлагает минская компания «Кейджи импекс». Она известна, в том числе в России, инновационными разработками электрических двигателей и трансмиссий.
Пожелав удачи разработчикам, отправляемся на экскурсию по технопарку «Великий камень». Немного непривычно ехать на электрическом минибусе... без водителя. Тем не менее машина послушно останавливается перед перекрестками, пропуская пешеходов, либо на красный сигнал светофора. Через несколько месяцев по технопарку — а это небольшой городок — будет курсировать несколько таких автобусов.
В ТЕМУ
Всего за неделю в регистрационном подразделении Минска выдано 38 регистрационных знаков для электромобилей. Номеров хватит на всех, уверяют в ГАИ. Новинка стала возможна благодаря вступившим в силу с 1 июля изменениям в СТБ 914‑99 «Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств». Предусмотрены новые регистрационные знаки для различных категорий электромобилей — легковых и грузовых, автобусов, а также мототранспортных средств, приводимых в движение электрическим двигателем.
bibikov@sb.by