С толстой сумкой на ремне

Брестские почтовики: Обычные письма снова входят в моду

Почтовые отправления, принятые сегодня в Бресте, завтра будут в любом регионе страны

РУП «Белпочта» — единый в стране производственно-технологический комплекс почтовой связи. Предприятие обеспечивает прием, обработку, хранение, перевозку, доставку почтовых отправлений, пенсий и пособий, а также распространение печатных СМИ, используя в работе современные информационные технологии. «Белпочта» — это шесть филиалов в областных центрах, 116 узлов почтовой связи, более 3600 почтовых отделений, 2700 из которых — в сельской местности. Свыше 1400 почтовых автомобилей ежедневно проходят до 115 тысяч километров. Сегодняшняя беседа «Р» — с директором Брестского филиала РУП «Белпочта» Валентиной ПУХ (на снимке), возглавляющей предприятие более пяти лет. В системе почтовой связи Валентина Николаевна трудится с 1991 года, начав карьеру почтальоном.

— Валентина Николаевна, как можно охарактеризовать деятельность «Брестского филиала РУП «Белпочта» в прошлом году и на протяжении первых месяцев 2013-го?

— Брестский филиал включает 16 узлов почтовой связи, которые в 2012 году работали прибыльно. У нас трудится около четырех тысяч человек, 1589 из которых — почтальоны. Стремимся, чтобы наши структурные подразделения действительно являлись почтовыми, соответствовали исконному наименованию. Объемы почты постоянно растут по всем видам обмена: письменной корреспонденции, посылкам, внутренней и международной ускоренной почте. Самой элитной и популярной услугой является ускоренная почта (EMS Belpost). Логистика предприятия строится с учетом максимальной оперативности, поскольку Брестская область отдалена от столицы и других регионов. Отправления, принятые сегодня в Бресте, завтра будут в любом регионе республики.

— За счет чего достигается подобный результат?

— Только благодаря совместной работе в системе РУП «Белпочта», грамотному построению маршрутов, стыковке по времени, есть возможность предоставить клиентам качественные услуги. У нас работают два экспресс-маршрута: из Бреста и Пинска. Таким образом покрываются полесская и центральная зоны области.

Валентина Николаевна, назовите наиболее популярные виды почтовых услуг.

— Отрадно, что увеличилась письменная корреспонденция. Люди вернулись к традиционному письму. Активно развивается, и не только среди молодежи, посткроссинг. Для любителей интернет-форума почтой изготавливается разнообразная видовая продукция: открытки с историей нашей страны, города Бреста, с природой, архитектурными памятниками. Выбор очень большой.

Несмотря на внедрение электронного документооборота, выросли объемы корреспонденции юридических лиц, которые желают иметь письменное подтверждение того или иного документа. Пользуется спросом и прямая рассылка почтовой рекламы. Она стала неотъемлемой частью развития многих белорусских предприятий и отраслей — с нами работают крупные фирмы и корпорации. Их руководители, делая маркетинговый анализ, говорят о высокой эффективности данного вида рассылки. Ряд известных рекламных агентств распространяют буклеты через почту.

— Валентина Николаевна, можно ли сказать, что почтовики активно внедряют новые технологии, модернизируя и оптимизируя производство?

— Модернизация, проводимая в стране, не обошла стороной отрасль почтовой связи. Для нашего предприятия прежде всего важна оптимизация труда. В планах РУП «Белпочта» произвести закупку письмосортировочной машины. Этот новейший комплекс даст возможность осуществлять сортировку корреспонденции вплоть до городских почтовых отделений, позволив избавиться от ручного труда и привести в соответствие численность работников (их задействуют на других участках. — Прим. «Р»).

Цель модернизации не только в замене устаревшего оборудования, но и в уходе от неэффективных направлений. В нашем случае требуется улучшить логистику работы в сельской местности: как лучше использовать трудовые ресурсы, каким формам доставки отдать предпочтение. Технические средства нынче позволяют в любом населенном пункте принимать все виды платежей и почтовых услуг. Спутниковое оборудование сотовых операторов дает доступ к серверу наших баз данных. Сокращаются затраты, улучшается экономика, совершенствуются структура, аппарат управления. Почта создает новые программные продукты, позволяющие ускорить обработку отправлений.

В этом году, кроме прогнозных показателей, решается задача по повышению выработки на одного работника, чтобы почтовики достойно зарабатывали.

— Печатная периодика по-прежнему значима для почтовой службы или с развитием новых видов услуг она отходит на второй план?

— Во-первых, для нас печатные СМИ — это продукт, дающий возможность почтальонам получать заработную плату: остаться без средств массовой информации, только с почтовой корреспонденцией, невозможно. Плюс получение средств от распространения периодики. Во-вторых, прямая связь с населением. Все-таки когда мы приносим в дом газету, приходим оформлять подписку, то оказываем людям дополнительные услуги. Где-то продадим товар, предложим открытку, возьмем платеж.

Тенденция такова: горожане постепенно уходят от подписки, переориентировавшись на Интернет и электронные СМИ. Ее уровень также снижается из-за естественного убытия сельчан. Если говорить о юридических лицах, то и здесь наблюдается уменьшение подписных тиражей. Скорее всего, потому, что законодательная база страны доступна в программных продуктах и нет необходимости анализировать печатные СМИ. Но почта за подписку держится, и всегда остаются истинные ценители печатного слова, для почты дорог каждый из них. Появляются и новые подписчики. С такими людьми мы поддерживаем контакты, пишем благодарственные письма. Высоко ценим тех, кто выписывает газеты долгие годы. Без подписки я почту не вижу. Для ее организации разрабатываются мощные программные продукты. Сегодня подписчик уже карточку не заполняет. Он приходит, называет свою фамилию, имя, отчество, адрес и какую газету хочет выписать. Все каталоги есть в электронном виде. Компьютеризация дает возможность наиболее полно реализовывать права читателей.

Развиваем и розничную продажу СМИ — порой человеку проще купить издание.

— 2013-й — Год бережливости. Как он отразился на деятельности почты и что предполагается получить в итоге?

— Каждое предприятие рассматривает свой затратный механизм. Ищем резервы и мы, чтобы направить во благо коллектива. Конечно, от затрат никуда не уйдешь, проблем хватает. Работаем по программе энергосбережения, сокращению светлых нефтепродуктов, поскольку объемы перевозок большие. Сокращаем транспортные расходы и пробег, в том числе на хозяйственные нужды, оптимизируем маршруты. В настоящее время внедряется система по контролю за движением автотранспорта «Азимут». Она дает возможность проанализировать маршрут. На уровне филиала ведется построение внутрирайонных маршрутов — практически в каждом районе два-три раза в год пересматривается вся система логистики.

— Что волнует вас сегодня?

— Кадровая проблема. Почтовики — особая категория людей. Чтобы работать в отрасли, надо любить профессию. Из-за текучести кадров стараемся постоянно улучшать условия труда. Хотелось бы, чтобы на почту посмотрели другими глазами, особенно молодежь. У нас сложились хорошие традиции: развиваются спортивное и культурно-массовое направления, каждый работник защищен коллективным договором. Все эти моменты важны для развития личности. Да, есть свои минусы — погодные условия. В любую пору года почтальон должен дойти в самый отдаленный уголок региона. Уверена, что в эту профессию надо «вжиться». Мне кажется, наша работа самая интересная. Если мы будем вместе, то все получится.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter