С таким «Альбатросом» далеко не улетишь

Наставник ДЮСШ тренировал будущих олимпийцев… по телефону

О том, как витебские наставники тренируют будущих олимпийцев… по телефону

Год бережливости для многих стал хорошим поводом для того, чтобы еще раз пересмотреть методы хозяйствования, подумать над оптимизацией кадров, решить ряд других назревших проблем, направить все силы на экономию ресурсов и одновременное повышение эффективности работы. В последнее время в нашем обществе бурно обсуждается необходимость более значимого роста заработных плат в таких отраслях, как медицина, культура, образование. В Послании Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко к белорусскому народу и Национальному собранию эта тема также была затронута. Напомним, что глава государства однозначно отметил: пока в данных отраслях не начнется оптимизация штатов, ни о каких высоких зарплатах и речи быть не может. Педагоги, например, упорно настаивают на том, что их ставка — 18 часов в неделю, а о повышении ее до 20 часов говорить не желают. Почему бы не пойти на этот шаг, а в целом труд учителя облегчить, скажем, за счет упрощения системы планирования? В структурных подразделениях Министерства образования, по словам Александра Лукашенко, очень много разного рода «прилипал», бесполезных методических и прочих коллективов, только мешающих работе педагогов.

Весь этот «балласт» необходимо срочно ликвидировать, ведь сегодня не секрет, каким образом комплектуются многочисленные кружки, секции, факультативы. И не только в общеобразовательных школах, но и в других учреждениях, призванных заниматься воспитанием и развитием подрастающего поколения. Ярчайшее подтверждение тому — проверка детско-юношеской спортивной школы «Альбатрос», которую провели сотрудники Комитета государственного контроля Витебской области.

— Государство тратит огромные деньги на развитие детско-юношеского спорта, — отмечает начальник управления контроля бюджетно-финансовой и социальной сферы КГК Витебской области Владимир Годяцкий. — Только в прошлом году на содержание 61 учебно-спортивного учреждения области, где занимаются 22 тысячи учащихся, было направлено свыше 117 миллиардов рублей. Спортивные достижения оправдывают инвестиции в будущих олимпийцев, но, к сожалению, и в этой работе остается очень много формализма. Кому нужны школы, где занимаются «виртуальные» ученики, обеспечивая тем самым не спортивные победы, а заработную плату своим наставникам?

Именно к этой категории, как считают в КГК, относится вышеупомянутое учреждение, которое находится в ведомстве областного клуба профсоюзов. Как оказалось, бесконтрольность со стороны администрации спортшколы не столько в плане хозяйственной деятельности, сколько в организации учебного процесса удивила даже видавших виды контролеров…

Чем же примечателен «Альбатрос»? Тем, что его тренеры предпочитают не тратить время на подбор учащихся. Проверка показала, что еще на стадии формирования групп директором учреждения по нескольку раз издавались дублирующие друг друга приказы о зачислении, переводе и отчислении учеников. Тренеры-преподаватели, совмещающие работу в «Альбатросе» и Витебском областном центре олимпийского резерва по гребным видам спорта, комплектовали группы одними и теми же ребятами. То есть мальчишки якобы «гребли веслами» одновременно в двух учебно-спортивных учреждениях. Тренер из Новолукомля, например, практически продублировал списки своих учеников — из 10 человек группы начальной подготовки «Альбатроса» 7 учеников вошли в состав группы Центра олимпийского резерва.

— В результате находчивый тренер-преподаватель с одной и той же группой на протяжении двух учебных лет числился и получал заработную плату в двух учреждениях. Причем «обучал» детей по одной и той же программе, — разъясняет Владимир Владимирович. — А когда мы приняли решение побывать на его тренировках, то не смогли этого сделать — занятия по установленному графику не проводились. Оказалось, что тренировки были спланированы так, что дети физически не могли на них присутствовать — у них в это время шли уроки в общеобразовательной школе…

Но, несмотря на «раздвоение» воспитанников, их все равно не хватало для соблюдения минимальной наполняемости групп. Для обеспечения себя «комплектом», а значит, и зарплатой преподаватель нашел-таки выход — ребенок зачислялся «в штат» сразу после того, как выказывал желание заниматься. И потом уже никому не было интересно, ходит он на занятия или нет. «Виртуальные» ребята оставались в списках учеников даже после того, как уезжали в иногородние учреждения. Причем, как свидетельствовали пометки в специальном журнале учета, они регулярно прибывали на «чудо-тренировки» даже из Новополоцка. Объясняя сотрудникам КГК такой нонсенс, тренеру пришлось признаться: да, слегка лукавил. Но причина-то, мол, уважительная — во-первых, надеясь на возвращение «отказников», он проставлял посещаемость и как бы просто «авансировал» будущие занятия альбатросовцев. А во-вторых, якобы изобрел новую методику — проводил тренировки посредством… указаний по телефону. Именно так «тренировался» в Новолукомле будущий повар, переехавший на учебу в Витебск…

Еще дальше пошел в своих фантазиях тренер-преподаватель из Орши. Работая в трех организациях (!) — Оршанском городском центре физической культуры, туризма и краеведения детей и молодежи, ДЮСШ «Альбатрос» и Центре олимпийского резерва, он частично укомплектовал группы учащимися, которые одновременно числились в нескольких организациях.

Это лишь отдельные факты формализма в работе «Альбатроса». В целом же низкая наполняемость групп, слабая посещаемость, «заочная» сдача нормативов стали здесь практически не исключением, а правилом в работе. Не удивительно, что многие ученики в беседах с проверяющими не могли вспомнить, как зовут их тренера и когда они должны ходить на занятия...

Да, подразделения «Альбатроса» действуют в пяти населенных пунктах области, и для администрации школы это представляет определенную сложность. Тем не менее в деятельности учреждения просматривается не просто слабый контроль за работой удаленных от областного центра звеньев, а уже годами сложившаяся система формальной подготовки юных спортсменов, отсутствие трудовой и исполнительской дисциплины. Например, даже в Витебске вахтеры, отвечающие за хранение лодок, выходили на дежурство «по возможности», в удобное для себя время. Почти за три года их работа была проверена администрацией школы всего один раз… «Работнички» даже успевали «без отрыва от производства» отдыхать в Украине, задерживались милицией в состоянии алкогольного опьянения вдали от места службы и при этом исправно получали зарплату за «отработанное» время.

Как сообщил Владимир Годяцкий, «Альбатросу» предстоит в кратчайшие сроки навести порядок как в учебно-тренировочной работе, так и в хозяйственной деятельности. Вопрос взят на контроль в КГК области, виновных привлекут к ответственности.

Есть надежда, что и другие учреждения спорта, образования и культуры с помощью горького опыта своих коллег излечатся-таки от формализма и не будут расценивать детишек в качестве легкодоступных «галочек» для повышения заработной платы сотрудников. Сегодня для этого есть другие, более достойные для самих педагогов и полезные для страны пути. Подрастающему поколению нужны не бюрократические «галочки» и принудительные «кружки по интересам», а увлекательные и полезные инициативы, способные по-настоящему заинтересовать ребенка, найти и развить его таланты. Вот оно, поле деятельности для творческих людей, наставников-новаторов…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter