Завтра в Минске назовут призеров кинофестиваля «Лiстапад»

С российским акцентом

Завтра в Минске завершается XXI Международный кинофестиваль «Лiстапад». Перед тем как жюри раздаст свои награды в пяти конкурсных программах, отметим самые яркие страницы форума. А в этом году фест удивлял и покорял разнообразием и весомой подборкой фильмов, о чем в один голос говорили гости и участники киносмотра.

Российский акцент на «Лiстападзе» силен, как давно уже не было, мощным представительством продюсерского корпуса.

В этом году российский акцент на «Лiстападе» силен, как давно уже не было, мощным представительством продюсерского корпуса. Фильмом церемонии открытия фестиваля стала работа эстонского режиссера Ильмара Раага «Я не вернусь», созданная в копродукции пяти стран — Эстония, Россия, Беларусь, Казахстан, Финляндия. Презентовать работу в Минск прибыл Сергей Сельянов. Он не стал отнимать у гостей фестиваля время попусту, с порога заявив, что «другое» кино надо поддерживать, иначе мы все захлебнемся в коммерческой, развлекательной чепухе:

— Для фестивального кино сегодня остается все меньше места, островок человечных картин сужается, наша задача не дать им совсем исчезнуть. С генеральным директором киностудии «Беларусьфильм» Олегом Сильвановичем мы давно обсуждали возможности совместного сотрудничества. Сделать картину «Я не вернусь» сегодня возможно только совместными усилиями, поэтому Беларусь и Россия должны объединять свои ресурсы. 

— Знаю, что в Минске давно и с успехом снимаются сериалы, но мы должны создавать и другое кино. Да, экономические обстоятельства важны. Все теперь считают деньги. Но не менее важны и человеческие обстоятельства. У нас общее культурное пространство, мы — соседи, и глупо это пространство не сделать взаимовыгодным, прежде всего для самих себя. Надеюсь, что картина «Я не вернусь» — это не последний наш проект. 

Почетный гость фестиваля Станислав Говорухин был отмечен в этом году на форуме спецпризом Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». В кинотеатре «Октябрь», где режиссер представлял свою новую картину Weekend, был переаншлаг, публика купала Говорухина в аплодисментах, и он высказался в том смысле, что в Минск на фестиваль привез картину сугубо развлекательного характера, без всяких серьезных подтекстов:

— Вскоре мой фильм должен выйти в Беларуси в широкий прокат. Картина сделана в стиле нуар. Снята по сюжету старинного французского романа «Лифт на эшафот» Ноэля Калефа. Сюжет этого детектива мне в свое время очень понравился, и вот захотелось снять такой фильм.

Зрители смотрели Weekend с захватывающим интересом. В финале режиссер был награжден овацией. А председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец вручил Говорухину награду от имени писателей России и Беларуси — хрустальную статуэтку и еще бонус — медаль «За великий вклад в развитие литературы» от Союза писателей Беларуси.

На фестивальной неделе было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве между Госфильмофондом России и дирекцией «Лiстапада». Как пояснила суть документа заместитель генерального директора Госфильмофонда Лариса Андреева, теперь копии лент из российской сокровищницы кино будут предоставляться белорусам бесплатно, и не только по праздникам, а «на регулярной основе». Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Александр Суриков поприветствовал эту инициативу:

— Раньше Госфильмофонд пытался не совсем бесплатно выдавать свои картины в прокат. Но когда речь идет о сближении двух народов России и Беларуси, следует быть щедрее.

Начальник департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного комитета Союзного государства Маргарита Левченко с дипломатом согласилась:

— Развитие белорусско–российского кино хотелось бы видеть более активным, потому что на сегодняшний день в рамках Союзного государства реализован только один проект — фильм «Брестская крепость».

О том, как плотно и давно мы переплетены друг с другом, выясняешь на фестивале внезапно. Сразу две картины — «Кино про Алексеева» и «Класс коррекции» — представляла продюсер из России Наталья Мокрицкая. Выяснилось, что она стояла у истоков минского кинофорума — четыре года подряд была в числе его организаторов:

— Действительно, мы когда–то делали «Лiстапад», сейчас он стал другим, гораздо лучше, чем раньше. У фестиваля прекрасная команда. И мы очень завидуем белорусским зрителям, что у них есть такая возможность смотреть самое актуальное, продвинутое европейское кино.

За неделю 163 фильма из 47 стран показали в пяти кинотеатрах Минска. Естественно, внимание публики было приковано в большей степени к основному конкурсу игрового кино, где на главный приз претендуют и Сегал с ретродрамой «Кино про Алексеева», и Быков с плакатной лентой «Дурак», и триумфатор Берлинале китаец Дяо Иньянь с лентой «Черный уголь, тонкий лед». Кумир хипстеров эстонец Ыунпуу с нашумевшим фильмом «Free range: Баллада об одобрении мира» тоже здесь. Не говоря уже об украинской ленте Слабошпицкого «Племя», на которую зрители расхватали билеты за неделю до начала форума, и два дополнительных сеанса не спасли ситуацию — настолько каннский лауреат сегодня в тренде.

У жюри во главе с Валерием Тодоровским наверняка появились за это время и свои фавориты. Чрезвычайно любопытно дождаться завтрашнего дня, чтобы узнать, сольются ли в едином мнении профессиональные судьи и публика. «Приз зрительских симпатий» на «Лicтападзе» был и остается самой обожаемой кинематографистами наградой.

Фото Александр  Ружечка
viki@sb.by

Советская Белоруссия №216 (24597). Четверг, 13 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter