С разворота — по прямой

Около 150 легковых авто основных мировых брэндов можно посмотреть на традиционном международном автосалоне «Моторшоу–2011»...

Около 150 легковых авто основных мировых брэндов можно посмотреть на традиционном международном автосалоне «Моторшоу–2011». Мне довелось побывать практически на всех таких выставках в Минске, и каждая из них прошла с аншлагом. В начале девяностых ничего подобного в стране просто не было, в том числе в достатке самих импортных авто. Затем привлекали в дополнение к сверкающим новинкам шоу–номера и шоу–кары. Сегодняшняя выставка в этом плане выглядит достаточно скромно. Разве что легендарный «Форд–Т» 1926 года выпуска на стенде одноименного международного концерна несколько разбавляет ее утилитарный характер. Однако в этом и есть соль программы! Сначала мировой финансовый кризис, затем резкий разворот в пошлинах на легковые автомобили в связи со вступлением Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном, наконец, недавние трудности на национальном валютно–финансовом рынке резко скорректировали покупательские приоритеты.


Встретив у одного из стендов известного эксперта Юрия Лихуту, не удержался, чтобы не спросить о выставке. Нужна ли она в нынешних условиях простому народу?


— Есть на что посмотреть и на что обратить внимание, — поделился он впечатлениями. — За два с половиной года, прошедших после предыдущей выставки, в мире создано немало интересных новинок, и знакомиться с ними, объезжая автосалоны, станет не каждый. К тому же можно сразу поговорить о сервисе, возможных скидках. По понятным причинам интерес массового покупателя смещается в сторону бюджетных авто. Тут немало предложений, к примеру, ЗАЗ «Форца». Самая большая интрига отрасли, на мой взгляд, — нашумевший «Ё–мобиль». А наиболее интересная новинка — Q3 от «Ауди». Совсем недавно она была представлена мировой общественности — и вот уже у нас.


Я не упустил возможности пройтись по обозначенным адресам.


Аромат скромности


Стенд, где представлена продукция украинского ЗАЗа, — на одном из выигрышных мест в огромном зале Футбольного манежа. И уже это подчеркивает, что с наследием «горбатого» «Запорожца» фирма пытается покончить раз и навсегда. Насколько это удается? Довольно безликий «Ланос» хоть и находит покупателя, уже не тянет на флагмана. Ну а что же новенькая «Форца»? Та, которая демонстрируется на «Моторшоу», — первая в Беларуси.


На вид — современный городской хэтчбек. Компактный и в то же время вместительный, с пятью дверями. В числе преимуществ — достаточно полное оснащение уже в базовой комплектации, включая кондиционер. Однако родимые пятна китайского автопрома дают о себе знать. Циферблат спидометра маленький, с мелкими цифрами. Пластик передней панели звенит под ударами пальцем. Ну и специфический аромат... За все — без малого 11 тысяч у.е. Менеджер сообщил, что 40 заявок на новинку уже есть.


Что ж, каждый сам решает, как потратить свои деньги. Тем более что выбор в этом ценовом и размерном сегменте есть. За 12 тысяч можно приобрести новенький «Фольксваген–Поло» седан калужской сборки, правда, в относительно скудном наполнении. Зато адаптирован к нашим климату, бензину и дорогам. А еще в плюсах — увеличенная база, то есть расстояние между осями. Комфорт пассажирам на заднем сиденье обеспечен. Первые машины этой модели уже бегают по минским улицам.


Авто под лавкой


Но можно купить достаточно комфортабельное авто еще дешевле! И, главное, ходить далеко не надо. Это — минский «Саманд». Четырехдверный седан малого среднего класса за 84 миллиона рублей в кредит под 18 процентов — второе такое предложение надо поискать. Пишу об этом не для того, чтобы пропиарить отечественного (пусть и наполовину, вторая часть — иранская) автопроизводителя. Просто за разговорами о том, что Беларуси нужен свой легковой автомобиль, мы как–то упускаем из виду, что он уже фактически есть. И цена его действительно ниже, чем у любого завозного аналога. Что же касается расширения модельного ряда, то и тут дело движется.


— Были тяжелые времена, но мы работаем, развиваемся, — полон оптимизма генеральный директор СП «Юнисон» Дмитрий Егоров. — Вслед за «Самандом» пришел «Сорен» с новым салоном, расширенной линейкой двигателей. А вот, посмотрите, и наша ожидаемая новинка — предсерийный экземпляр городского автомобиля «Дена». Планируем выпускать с 2012 года. Цена? Постараемся быть конкурентоспособными — 13 тысяч у.е.


Ярко–красный автомобиль с несколько агрессивным дизайном действительно трудно не заметить. Сажусь в салон — впечатления достаточно приятные. Впечатляет и набор дополнительного оснащения. Климат–контроль, система входа в машину без ключа, новейшая конфигурация тормозной системы. Скорее бы увидеть такие авто на дорогах! Расширение производства, однако, упирается в расширение рынка. А с этим пока проблема, сообщил Дмитрий Егоров. Еще идет согласование формальностей на право продавать белорусско–иранские авто в России. Довольно странно, ведь заключен Таможенный союз, мы — на пороге Единого экономического пространства трех стран. Да и российская автопродукция продается у нас беспрепятственно...


Ё — твое?


В другом углу зала довольно скромно пристроились два экологически продвинутых автомобильчика, наделавших немало шума не только в водительских кругах. Российские «Ё–мобили» — кроссовер и микровэн с комбинированной силовой установкой — имеют важную особенность. Вместо литий–ионных аккумуляторов тут применены суперконденсаторы, способные быстро отдавать мощность. А значит, и динамика у машинок завидная. Однако, по сути, это лишь прототипы, хотя и выполненные достаточно качественно. В лучшем случае они встанут на конвейер в конце следующего года.


Что ж, в Беларуси успеху этого проекта были бы только рады. Хотя бы потому, что в нем активно участвовали белорусские дизайнеры и инженеры.


Богатые не плачут


Непростые времена тем и характерны: кому–то приходится жить скромнее, а кто–то не желает скупиться. И таковых у нас немало. Это статистика: в нынешнем году продажа суперкаров, таких как «Порше», в стране возросла на десятки процентов. И хотя «Мерседес», БМВ от участия в нынешнем «Моторшоу» отказались, людям с достатком выше среднего тут есть на чем остановить взгляд. Впечатляющая экспозиция одного из лидеров премиум–сегмента «Ауди» — это не только упомянутая новинка Q3, но и десяток других престижных авто. А рядом демонстрируются новинки «Вольво», «Мицубиси», «Субару»... Подробности на стендах.


Такие вот картинки с выставки. Как же они иллюстрируют процессы, происходящие на белорусском автомобильном рынке? Вопрос председателю Белорусской автомобильной ассоциации Людмиле Шабановой.


— В стране создана законодательная база, позволяющая официальным дилерам успешно развиваться, — считает она. — После того как условия для ввоза иномарок юридическими и физическими лицами были уравнены. В результате ввоз подержанных иномарок сократился в десятки раз. За июль — август ввезено всего пять тысяч машин, в том числе две тысячи — официальными дилерами. Наши граждане получают реальный шанс без риска купить новый автомобиль, обслужить его. На вторичном же рынке формируется цивилизованная система трейд–ин.


Прямая речь


Сергей Скляров, начальник отдела маркетинга холдинга «Атлант–М Вест»:


— Определенное снижение курса инвалют, вероятно, даст дилерам возможность снизить стоимость автомобилей. Возможно, через две недели ситуация станет прозрачной и можно будет делать долгосрочные прогнозы в области ценообразования или проводить акции с понижением стоимости. Некоторые дилеры уже вернулись к расчетам в белорусских рублях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter