С расчетом и с запасом

Как белорусы покупают продукты к праздничному столу?

Как белорусы покупают продукты к праздничному столу?

Привычку тянуть до последнего, кажется, ничто не искоренит. Распространяется она и на стратегию наполнения холодильника для праздничного стола.

Если еще в середине декабря казалось, что граждане выжидали, присматриваясь к ценам на продукты и к их ассортименту, то уже начиная с 20-х чисел декабря с каждым днем количество посетителей в розничных сетях растет. Часом «икс» традиционно становится неделя до Нового года — именно с этой даты покупатели начинают испытывать рынки, супер- и гипермаркеты на прочность и на способность оперативно поставлять продукты питания в необходимых количествах. Впрочем, как говорят продавцы, в нынешнем году предпраздничная «закупочная кампания» отличается от тех, что были в прошлые годы.

Самое главное отличие — количество покупок. Если год назад практически доверху заполненные тележки с продуктами и спиртным в столичных гипермаркетах были нормальным явлением, то сейчас все больше нагруженных до половины, да еще и вперемежку с запасами на неделю. Говорят, на выбор белорусов повлияли не совсем удачно сбежавшиеся даты на календаре. Понимая, что 2 января — рабочий день, граждане справедливо решают, что налегать на алкоголь стоит умеренно, да и блюд к праздничному столу собираются готовить вполовину меньше обычного.

«Кофе на скидке был — взяли. Кроме того, творог, йогурты, колбаса вареная — так поесть, а копченая — на Новый год, две бутылки водки, две — шампанского, по банке консервированного горошка и кукурузы, — перечисляет мужчина, курсируя по торговому залу с корзинкой. — Майонез да сок купим ближе к концу недели, есть еще какие-то запасы консервов... Стол в этом году будет скромным, разве что еще мясо и яйца предстоит купить, но сделаем это 31 декабря на рынке».

В канун праздника белорусы покупают хоть и меньше, но чаще. Стоит отметить, пожалуй, самый важный тренд сезона — дифференцированный подход к месту приобретения продуктов.

Одним магазином дело не ограничивается — среднестатистический покупатель предпочитает пробежаться по торговым точкам, определиться с ценами и уж потом делать покупки. В крупные магазины белорусы отправляются в поисках рекламных акций и сниженных цен на любые, пусть даже и совсем не праздничные товары. А также за спиртным, оливками и маслинами, горошком и прочей консервированной продукцией. Сельдь, морскую капусту, выпечку, предметы для домашнего обихода и небольшие новогодние подарки и статуэтки с символом грядущего года также предпочитают покупать в гипермаркетах.

Совсем другое дело на рынке: очередей за мандаринами по Br 12—16 тыс. пока не видно. Даже несмотря на то, что еще полторы недели назад цены на эти оранжевые фрукты доходили до Br 20 тыс. И в преддверии праздников начали дешеветь. Чаще покупают хурму и бананы. А вот между рядами, где продаются яблоки по Br 10 тыс., весьма многолюдно.

Когда же заходишь внутрь Комаровского рынка, темп движения заметно усиливается: толпы людей устремляются к муке, макаронам, гречке, подсолнечному маслу. На глазах разбирают куриные яйца. Чаще стали покупать и свинину, тем более что на рынке она традиционно дешевле, чем в магазинах, — аккуратная вырезка лопаточной части стоит Br 45 тыс., примерно такая же цена на мясо из тазобедренной части. Между рядами с колбасой теперь уже больше прогуливающихся, возможность выбора позволяет найти сервелат по Br 48 тыс. за кг, а полукопченую — Br 79 тыс. за кг. Сэкономить порядка Br 10 тыс. можно на сыре, чуть меньше — на оливках, кукурузе и рыбных консервах. А вот конфеты выгодно покупать в фирменных магазинах отечественных кондитеров.

После дня давки на рынке магазин у дома кажется панацеей от очередей. К тому же некоторые продукты — сок «Сочный», взятый в качестве представителя этой линейки продукции, и куриное филе — стоят на Br 3—6 тыс. ниже, чем на рынке. Вот только яиц уже нет. «Разобрали», — растерянно разводят руками продавцы.

Предновогодний потребительский ажиотаж совпал с сокращением темпов роста инфляции. По данным Белстата, за две декады декабря по сравнению с ноябрем средние цены на товары и услуги в стране выросли всего на 1,7 % — на фоне прошлых скачков такие цифры кажутся маленькими. Больше всего с начала месяца подорожало пиво (7,6 %), говядина первой категории (5,6 %), фруктовые соки (4,7 %), майонез (3,5 %), живая рыба (2,8 %), колбаса полукопченая, консервы мясные и рыбные, пшеничная мука, кондитерские изделия, безалкогольные напитки (1,5—2,6 %).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter