С правом по жизни

Парламентарии приняли за осеннюю сессию около 90 законопроектов

Парламентарии приняли за осеннюю сессию около 90 законопроектов

Вчера завершила работу третья сессия Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания. Приоритетом законодательной деятельности стало участие депутатов и сенаторов в формировании бюджетно-налоговой политики на следующий год и обсуждении блока законопроектов, касающихся избирательного законодательства.

В заключительный день сессии парламентарии на совместном заседании принимали итоговый годовой экзамен у членов правительства. Основной “удар” взял на себя заместитель премьер-министра Петр Прокопович, курирующий в Совмине вопросы модернизации. Однако по традиции дискуссия в Овальном зале не ограничилась рамками только экономической тематики.

Вызовы и шансы

Самым знаменательным событием уходящего года вице-премьер назвал создание с 1 января Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана и продолжающуюся работу по формированию с 2015 года Евразийского экономического союза. Правительству это дает уверенность в успешном развитии экономики на ближайшую и долгосрочную перспективу.

— Мы из узкой небольшой экономики выходим на уровень экономики, которая контролирует шестую часть суши, в которой проживает 170 миллионов человек и которая обладает всеми необходимыми ресурсами, — пояснил Петр Прокопович. Беларусь уже получила ощутимые результаты от интеграции: только при оплате российских энергоресурсов ежегодная экономия достигает четырех миллиардов долларов. Еще примерно столько же получим после отмены платежей за экспорт нефтепродуктов.

Вместе с тем в Таможенном союзе пока еще сохраняются элементы конкуренции, а надо бы объединять усилия и отстаивать собственные рынки. “Мы внесли предложение “Роснефти” как одно из условий возможной приватизации Мозырского НПЗ — увеличение переработки нефти до 20 миллионов тонн к 2020 году, — сообщил вице-премьер. — Разговор идет о том, чтобы часть нефти, которая сегодня поставляется через Беларусь в Европу, перерабатывать у себя с высокой добавленной стоимостью, после чего продавать как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Если российские партнеры согласятся, это будет очень крупный инвестпроект и совершенно другая позиция в экономике”.

Ориентиры роста

Главная проблема заключается в том, что на протяжении всего периода независимости нам не удается сбалансировать внешнеэкономическую деятельность, считает Петр Прокопович. Для обеспечения устойчивого положительного сальдо внешней торговли Беларуси нужно иметь ВВП хотя бы 30 тысяч долларов на человека и выручку на одного занятого 60 тысяч долларов. Повысить конкурентоспособность отечественной продукции товаров можно только за счет комплексной модернизации экономики. Получается пока не все и не всегда.

— Как вы сами оцениваете проводимую работу по модернизации, хотя бы по десятибалльной системе? — перешел в наступление депутат Марат Жилинский.

— Как крайне недостаточную и не соответствующую имеющимся резервам, — самокритично заявил Петр Прокопович.

— Баллы ставить не будете? — прозвучал вопрос спикера Палаты представителей Владимира Андрейченко.

— Это слишком ответственно. Скажу, что успешно модернизируются только 40 процентов предприятий. Остальные отстают либо еще готовятся, — признал докладчик.

В числе других проблемных вопросов, требующих решения в ближайшее время, высокая налоговая нагрузка на предприятия (выше, чем в России и Казахстане на 10 и 30 процентов соответственно), неподъемные кредитные ресурсы и ликвидация перекрестного субсидирования.

Общая задача

Депутат Николай Самосейко коснулся вопросов конкуренции на внутреннем рынке: “Ряд белорусских товаров уже сегодня не уступают импортным аналогам, однако люди при равной ценовой категории предпочитают брендовые товары. Но кто знает, что технические характеристики импортных аналогов порой существенно завышены? Например, китайские чайники изготавливают из технической пластмассы, а наши из пищевой. Но люди покупают более дешевое”.

В ответ Петр Прокопович напомнил, что по итогам ноябрьской проверки рынков выяснилось: лишь четверть продавцов соблюдает требования законодательства. После проведенной работы в течение месяца их численность увеличилась до 40—50 процентов. “Думаю, что в течение следующего первого квартала, максимум второго, наведем здесь порядок, чтобы ни один некачественный товар не попадал на прилавок”, — отметил вице-премьер.  В целом правительство намерено в будущем году сократить сегмент импорта потребительских товаров на один процент в общей доле товарооборота.

У министра труда и соцзащиты Марианны Щеткиной депутат Николай Колтунов поинтересовался, поддерживает ли она введение госпошлины с автовладельцев за допуск к участию транспорта в дорожном движении.

— Если эти средства пойдут на улучшение состояния дорог и повышение безопасности дорожного движения, то я не возражаю, — ответила министр.

— Но хватит ли пенсии, чтобы заплатить этот налог? — пытался вступиться за пенсионеров депутат. И этот вопрос не поставил министра соцзащиты в тупик.

— Сегодня мы должны говорить о том, что наша общая задача — повышать размер пенсий и выступать против серых схем выплаты зарплаты, чтобы больше налогов и взносов поступало в бюджет и фонд социальной защиты, — парировала Марианна Щеткина. Такая позиция была встречена аплодисментами.

В будущее — с оптимизмом

Сразу пять законопроектов одобрили вчера белорусские сенаторы в ходе последнего дня работы третьей сессии Совета Республики. Причем каждый из этих документов был посвящен бюджетам — отраслевым, фонда соцзащиты, а также государственному. “Бюджетом никто и никогда не бывает доволен, это искусство руководства “правилом трех Р”: равномерного распределения разочарований, — отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов. — И все-таки у нас получился лучший бюджет за многие годы. Его нелегко было составить, еще сложнее будет исполнить — но я смотрю в будущее с оптимизмом”. Как подчеркнул министр финансов Беларуси Андрей Харковец, основной задачей бюджетной политики на 2014 год является обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности государства. “Предлагаемый вариант бюджета позволяет также реализовать механизмы повышений зарплаты в бюджетном секторе”, — добавил он.

Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, представлявший проект закона о бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2014 год, сообщил журналистам, что в Беларуси в будущем году планируется выбрать первый маршрут для внутриреспубликанских авиаперевозок. “Выбор первого маршрута будет определен в первом квартале — начале второго”, — сказал Анатолий Сивак.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter