С позиций справедливости

В прошлом году указами главы государства помиловано 168 осужденных. Это почти в десять раз больше, чем в целом за 2002—2005 годы. Но помилование — это не некий статистический показатель, который должен из года в год расти. Человек оказывается за решеткой, когда его вина доказана и вердикт вступил в силу. Однако каждый имеет право на смягчение приговора, особенно если время, проведенное в тюрьме, стало временем глубоких размышлений, переоценки пройденного жизненного пути и корректировки взглядов и поведения. Постулат о том, что на криминогенную обстановку влияет не столько суровость наказания, сколько его неотвратимость, — непреложное правило юриспруденции.

Согласно белорусской Конституции помилование осуществляется исключительно главой государства. В прошлом году, объявленном Годом матери, эта правовая норма была применена в отношении 128 женщин. Большинство из них имеют несовершеннолетних детей.
Комиссия по помилованию при Президенте Беларуси руководствовалась индивидуальной оценкой всех имеющихся данных, характеризующих и личность осужденного, и его преступные действия. Учитывались тяжесть и последствия совершенных преступлений, готовность человека к законопослушному образу жизни, мнение администрации исправительного учреждения и общественности в лице наблюдательных комиссий, объединений граждан по месту жительства осужденных, трудовых коллективов.
По мнению министра внутренних дел Владимира Наумова, “это не какой-то “широкий жест”, не огульное мероприятие. Каждое дело изучалось скрупулезно, и об освобождении закоренелых преступниц речи не идет”. Например, был оставлен без изменений приговор суда в отношении профессиональной торговки наркотиками Рады М., которая уже не первый раз “попалась на своем бизнесе”. И даже наличие маленьких детей не всегда “играло” на смягчение наказания, потому что еще неизвестно, где ребенку лучше: “в яслях колонии, где за ним гарантированно присматривают, или в доме, который может снова стать притоном”, — говорит Владимир Наумов.
При рассмотрении же ходатайств тех, кто “получил сроки” за экономические преступления, махинации, учитывался и размер нанесенного вреда, и его возмещение.
Помилование, согласно белорусским законам, может выражаться в полном или частичном освобождении от наказания — как основного, так и дополнительного, либо в освобождении от наказания условно. Или же неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо осужденному может быть снята судимость. Такая практика действует и во многих западных странах.
Активно реализуемые в Республике Беларусь государственные меры по помилованию осужденных свидетельствуют о том, что, обеспечивая надлежащий правопорядок в нашем обществе, государство последовательно проводит в жизнь принцип гуманизма в области уголовно-правовой политики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter