Сохранить историческую память
Совершенствование Конституции является мощным инструментом консолидации общества, уверен Валентин Семеняко, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту:— Наш мир стремительно меняется, и Основной Закон страны должен реагировать на запросы времени и общества. Вспомните классический конфликт отцов и детей. Отдельные идеи, заложенные в Конституцию ранее, сегодня не всегда совпадают со взглядами современного поколения. Но, конечно, главная особенность изменений обусловлена новыми реалиями, происходящими в общественной жизни. Приведу пример. Еще несколько лет назад вопрос фальсификации истории не стоял так остро, однако сегодня нам необходимо сохранить историческую правду и память о Великой Отечественной войне и героизме нашего народа. Не менее значимым является закрепление в Конституции и других норм: сохранение традиционных семейных ценностей, поддержка молодежи, семей с детьми, инвалидов, развитие атомной энергетики исключительно в мирных целях, защита персональных данных и т.д.
Нередко идеи отраслевого законодательства стремятся опередить нормы Конституции. Важно, чтобы жизненные процессы, происходящие в Беларуси, не оказывались за рамками закона.
Ответственные полномочия
Работа над проектом Конституции соответствует основным этапам законотворчества. Она связана с юридическим оформлением тех идей, пожеланий, запросов, которые были выявлены еще на стадии подготовки законопроекта. В конце марта начала работу специально созданная Конституционная комиссия. Решили учесть и мнения граждан — Парламент, Национальный центр правовой информации и другие органы принимали их в электронном и письменном виде. Причем различные идеи звучали в ходе обсуждений на диалоговых площадках, в трудовых коллективах. Многие из них касались финансовой составляющей первичного уровня самоуправления. При этом, подчеркивает парламентарий, из всех разделов Основного Закона страны по итогам работы экспертов часть о местном управлении и самоуправлении претерпела меньше всего изменений. В действующей Конституции четко определены и прописаны полномочия местных органов власти. Однако при принятии решений на местах немало вопросов упирается в сферу финансов.— Сегодня многие молодые люди уезжают в город — по сути регион делится с центром самым дорогим, что у него есть: интеллектом, трудовыми ресурсами. Думаю, логичный шаг — возвращение дотаций. Такие примеры есть в мировой практике, — отмечает Валентин Семеняко. — В резолюции VI Всебелорусского народного собрания прозвучал важный тезис: сильные регионы — сильная страна. Безусловно, здесь предметом особого рассмотрения становится бюджетная политика. Конечно, на диалоговых площадках звучали и кардинальные предложения. Например, предлагали налоги, которые платят предприятия республиканского значения, оставлять местным бюджетам районов, на территории которых они расположены. Однако такие предприятия создавались за счет республиканского бюджета, в них участвовали все регионы страны, поэтому и доход они должны приносить всем. Думаю, что такая точка зрения — это перегиб.
А вот что может помочь в решении вопроса, так это предоставление возможности местным Советам депутатов реально распоряжаться бюджетом. Такое доверие предусматривает и полную ответственность за принимаемые решения. Реалии нынешнего дня определяют переформатирование отношений исполнительной и законодательной власти на местном уровне. Такой подход может найти свое отношение и в Конституции, и в законодательных актах, которые будут разрабатываться после референдума.
Сейчас законодательная власть берет на себя множество дополнительных функций — так быть не должно, необходимо разделение полномочий, считает Валентин Семеняко. Что касается исполнительной власти: если предоставить ей в полном объеме полномочия и компетенции, убрать бюрократические проволочки, можно будет достигнуть баланса и повысить ответственность за принимаемые решения, убежден он.
Судьба новой редакции Конституции будет зависеть от итогов общественного обсуждения и решения граждан. Принятие обновленного Основного Закона состоится только после референдума. Вот почему в качестве первого этапа этой работы предлагается общественный диалог.
Общественный диалог
В настоящее время для парламентариев главными приоритетами являются непосредственное участие в доработке проекта Основного Закона и подготовка к проведению конституционной реформы. Важным этапом этой ответственной работы стало введение единого дня голосования, которое позволит местным органам власти сосредоточиться на главном — организовать общественное обсуждение конституционных новаций и провести республиканский референдум. На диалоговых площадках, встречаясь с трудовыми коллективами, на личных приемах граждан не только разъясняют предлагаемые изменения, но и получают объективную информацию о мнениях избирателей по этим вопросам.— Конечно, в регионах уклад жизни не такой динамичный, как в больших городах. Избирателей на селе, в малых городах волнуют более «приземленные» вопросы: ремонт улиц, работа жилищно-коммунальных служб, сферы обслуживания, торговли, организация медицинского обслуживания. Хотя некоторые предложения, которые мне передали с мест, тоже очень конкретные. В основном они касаются социальной политики, мер по укреплению института семьи, пропаганды здорового образа жизни. После проведения референдума эти и другие вопросы мы будем прорабатывать в законодательстве. Общение с людьми, представительство их интересов — основа ежедневной работы депутата. Постоянная связь с избирателями ни в коем случае не должна теряться, — уверен Валентин Семеняко.
Людей также волнуют вопросы административно-территориального деления, экономическая политика, совершенствование судебной системы и многое другое.
hilkok@sb.by