Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Учиться нужно не для мамы и папы, а для себя». Задались вопросом: в чем выражается качество образования и как его измерить?

С пользой для себя

«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», – говорил Редьярд Киплинг. И пусть английский писатель жил и творил около века назад, его суждения актуальны по сей день. Мы все чаще слышим в привязке к слову «образование» прилагательное «качественное». Задались вопросом: в чем же выражается это качество и как его измерить?


Это вам не камеры хранения 


Поинтересовалась у школьников, как они понимают термин «качественное образование». Чаще всего опрошенные говорили, что это возмож­ность получить знания по учебным предметам, достаточные для поступления в высшее учебное за­ведение. Но школа – это больше, чем под­готовительный этап перед вузом, размышляет студент Белорусского государственного университета Владислав Печуренко:

– Аттестат получил в этом году, от школы у меня остались лишь приятные воспоминания. С удовольствием шел на уроки и общал­ся с учителями. Спасибо им за знания, благодаря которым поступил на бюджет. Но еще больше благодарен за то, что педагоги старались воспитать нас разно­сторонними личностями. На мой взгляд, это одна из характеристик качественного образования. Именно учителя помогли открыть ораторские способности, научили находить нестандартные решения и мыслить творчески. 

С тем, что школа должна выдавать выпускнику аттестат зрелости, отра­жающий его успеваемость, но и подго­тавливать к самостоятельной жизни, согласна и мама двоих детей Любовь Гайдук из Витебска:

– С 1-го по 11-й класс ученики не только учатся решать задачи, проводить лабораторные опыты и ставить запятые в нужных местах. Ребята накапливают коммуникативный, межличностный опыт, который непременно пригодится. Не многим в будущем понадобится знание валентности химических элементов в отличие от умения налаживать контакты, отстаивать свою точку зрения. 

Но не одна лишь школа должна отвечать за качественное образование ребенка, продолжает Любовь:

– Удобно переложить на кого-то груз ответственности за сына или дочку. Детский сад и школа – это не камеры хранения, где можно оставить детей до совершеннолетия. Нужно говорить с ребенком, объяснять, что учится он не для мамы и папы, а для себя. И чем раньше начинать такие диалоги, тем лучше. Как измерить качество образования? Вопрос сложный. Наверное, это симбиоз педагогов с высокой квалификацией и мотивированных учеников. 

Знаю, но объяснить не могу

Глубоко раскрывать материал, учить анализировать, учитывать индивидуальные способности отдельного ученика – в этом учитель математики с 48-летним стажем Татьяна Напольских из Гродно видит основные составляющие понятия «качественное образование»:

– Очень объемный термин, объединяющий многие факторы, главный из которых – личность учителя. Каждый из педагогов работает на результат: готовит учеников к конкурсам и олимпиадам, школьным экзаменам и централизованному тестированию. Чтобы дать ребенку необходимый бага­ж знаний, наставник сам должен им обладать и, что немаловажно, уметь доходчиво доносить инфор­мацию. И если с первым у молодых специалистов проблем нет, то со вторым дела обстоят хуже. Вчерашний выпускник понимает, как решить задачу или уравнение, но объяснить ученикам не может. К сожалению, испра­вить эту проблему сложно, порой даже невозможно. 

Над качеством подачи материала молодым учителям стоит работать с первого дня в должности, добавляет Татьяна Львовна:

– В математике и во многих других предметах темы между собой взаимосвязаны. Упустив какой-то один момент, вероятность того, что на следующих уроках школьник не поймет, о чем говорит педагог, высока. Лучше подольше остановиться на одном параграфе, изучить его вдоль и поперек, чем в будущем вновь к нему возвращаться. 

Что скажет посол? 

«Качественное образование – это набор базовых знаний, не­обходимых для того, чтобы быть конкуренто­способным на рынке труда», – такое определение дает студент Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Никита Рачиловский. Будущий учитель истории уверен, что задача любого учреждения образования – дать удочку, а воспользоваться ей или нет, решает сам школьник или студент. Никита изучил тему, потому что, как молодежный посол Целей устойчивого развития представляет Цель № 4 – «Качественное образование»:

– Образование – это не только аттестат и диплом, но и большие возможности для саморазвития. Расскажу на личном примере. В 9-м классе понял, что не знаю, кем хочу стать дальше. Решил пойти в Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж на повара и обвальщика мяса – а вдруг мое? После профтеха поступил в этот же колледж на среднее специальное, получил еще одну специальность – техника-технолога. Но на этом решил не останавливаться. Кардинально сменил сферу и поступил в БГПУ. К 24 годам имею солидный бэкграунд и рад, что в нашей стране можно пройти все уровни образования и получить колоссальный опыт. 

Никита напоминает, что сам по себе диплом не гарантирует высокую зарплату и быстрое продвижение по карьерной лестнице. Чтобы получить ожидаемые дивиденды, нужно приложить усилия:

– Каждый должен быть заинтересован в том, чтобы расти и развиваться. Не понял какую-то тему на занятии – подойди к педагогу и попроси объяснить еще раз, а когда вернулся домой, не проводи вечер в соцсетях, а открой учебник и попробуй разобраться. Роль учителя также крайне важна. Кому будет интересно слушать лекцию о том, почему Америка вступила во Вторую мировую войну, зачитанную сухим языком из учебника? Нужно добавлять больше интерактива, приводить интересные факты, держать фокус внимания. 

shestakevich@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter