С поля - вон!

До 30 процентов урожая отвоевывают у человека вредители, болезни и сорняки.
До 30 процентов урожая отвоевывают у человека вредители, болезни и сорняки. А сколько воруют его с полей и мест хранения - никто не подсчитывал. Да, видимо, и никогда не подсчитает.

Но не сомневайтесь, это весомая часть выращенного.

- Воруют? - спросил я у директора совхоза "Озерный" Минского района Григория Павловича Порутчика.

- Еще как, - спокойно ответил собеседник. - Минск рядом, наши земли вплотную примыкают к городской черте. В столице немало безработных, бомжей, пьяниц. Многие хотят за чужой счет поживиться.

Иногда сторожа и сотрудники отдела охраны заславской милиции задерживают до 40 человек в сутки... Причем приезжают не только на машинах и тракторах. Позвонили мне как-то вечером пенсионеры из деревни Нелидовичи: воруют морковку. Я сразу же выехал туда. На краю поля стоит трактор. Вовсю орудуют незнакомцы. "Что вы делаете?" - спрашиваю у них. "А тебе какое дело? Проваливай..." Я один, а их трое. Сцепились мы... Они хотели прижать меня к земле - не вышло. Ростом я немаленький - 198 см, а вес - 109 кг. Двоих, как щенков, схватил за шиворот, а третий убежал. Оказалось, воры - из соседнего хозяйства (один - ранее судимый, другой - механизатор, третий - полевод). Уже успели накопать 400 кг моркови.

А на днях вот был случай с моим заместителем. Заметил он вечером 4 автомашины с включенными фарами на краю картофельного поля возле деревни Лапоревичи. Подъехал, смотрит: 10 человек копают бульбу. Стал им говорить, дескать, что же вы делаете, а они ему в ответ: "Ты много видишь, начальник. Сделаем так, что видеть не будешь. Понял? Убирайся отсюда". Позвонил в милицию: сразу же прибыла охрана, но их след уж простыл.

- Воры сбиваются в стаи?.. Раньше все больше в одиночку...

- И одиночек, как вы говорите, предостаточно. Как-то посчитали: за день эти воришки растаскивают до полутонны овощей. В переводе на стоимость моркови, например, - более 200 тысяч рублей.

- А дети воруют?

- Еще как! В открытую, без зазрения совести. Приведу пример. Работают у нас школьники на уборке. Приехал посмотреть, как идут дела. Вижу, прямо на меня идет ученик с мешком капусты (через дорогу капустное поле). Видят все это учителя и молчат. Даже слова не сказали. Как это понимать? А ведь надо же что-то делать - как бы такой "промысел" со временем не довел этих деток до скамьи подсудимых.

...Наслушавшись разных жутких и некрасивых историй, я решил вместе с охраной проехать по полям.

Пока ехали, ветром нагнало тучу, пошел дождь. Подумал: кто в такую непогодь будет копаться в земле? Ошибся: на морковном поле возле деревни Семков Городок "работало" 4 человека. Увидев нашу машину, двое убежали в деревню. Одна женщина как ни в чем не бывало вышла на дорогу, направилась в сторону Минска. И только мужчина в кожаной куртке продолжал усердно орудовать лопатой (невдалеке стояла белая "Волга").

Работники охраны женщину остановили, проверили содержимое сумки, здесь же взвесили похищенное - 2 кг отборной моркови. Начали составлять протокол - воровка в слезы: "Отпустите, у меня больное сердце. Простите. Неужели из-за этой мелочи в суд меня потащите? Не пишите никаких бумаг, я эту морковку отнесу назад. Не хочу позора на седую голову".

Старший инспектор отдела охраны Умурзок Кучумович Салаев составил протокол, дал женщине его подписать и вежливо объяснил, что никому ничего не прощает и никого не наказывает - это дело суда.

Тем временем закончился дождь, мужчина в кожаной куртке с ведром и увесистой сумкой направился к белой "Волге". Охрана остановила его и предложила следовать за ней в овощехранилище. Весы зафиксировали 22 кг ворованной моркови. Решение то же: протокол - суд.

Пока Умурзок Кучумович разбирался с очередным вором, к хранилищу подъехал автобус с безработными из Минского городского центра занятости. Для этих людей предложена схема: работаешь на поле - получаешь 10 процентов собранных овощей. Сопровождали автобус зам. директора совхоза Михаил Григорьевич Лукашенок и командиры отделения охраны Сергей Леонидович Кононик и Владимир Иванович Байраш.

- Я их предупреждал, чтобы в поле ничего не брали, расчет - на складе, - сообщил мне Лукашенок. - Посмотрим, что сейчас будет.

Работники охраны прошлись по автобусу и вывели оттуда 9 человек. Кто в сумках, кто в вещмешках, кто в карманах попрятал морковку - по килограмму, два, три... Стыдное и унизительное зрелище: я отвернулся, чтобы не смотреть, как взрослые люди вытаскивают ворованные корнеплоды. Не прячут глаза, не отворачиваются от фотоаппарата, никого не стесняются.

В Минском районном суде, куда я зашел после поездки в совхоз "Озерный", судья по административным нарушениям Александр Федорович Точкар показал мне целую кипу дел на задержанных за воровство в колхозах и совхозах.

- Если сумма похищенного не превышает 100 рублей - выношу предупреждение, - пояснил Александр Федорович. - Если свыше, но не более 10 минимальных зарплат, - штраф до 22.200 рублей. Кого-то эта мера наказания останавливает, человек больше не ворует. А кто попался второй раз в течение года - заводится уголовное дело.

Сурово? Справедливо!

Причем, как считают руководители хозяйств и работники охраны, размеры штрафа нужно увеличить. Тогда, по их мнению, возможно, и меньше станет любителей заглянуть в чужой огород.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter