Футболист и армия - понятия совместимые

С поля на полигон

«Славии» в нынешнем футбольном чемпионате еще предстоит встретиться с борющимися за серебро «Шахтером» и минским «Динамо», но полузащитник Владислав Жук клубу из Мозыря в этих матчах не поможет. Причем дело не в травме или дисквалификации, а куда интереснее. Забив 7 ноября один из голов в ворота «Городеи» (3:3), на следующий день Влад отправился в расположение воинской части для прохождения сбора резервистов, на котором пробудет до середины января.

– Учусь на прапорщика. Служу в радиационно-химических войсках. Обезвреживаем химикаты, – в словах Владислава Жука об армии сквозит легкое разочарование от того, что он не сможет сыграть за «Славию» на тяжелом финишном отрезке сезона. Но в целом футболист довольно спокоен. И правильно. Не он первый и не он последний.


Владислав Жук. Фото: fcslavia.by

Главным образом наши спортсмены отдают долг родине, «воюя» на профильных спортивных фронтах. Однако и примеры иного толка, конечно, тоже есть. Скажем, год назад много шума было вокруг гандболиста Никиты Вайлупова, который лишился возможности выступить на чемпионате Европы – 2016 из-за призыва в обычную бригаду связи – причем, что интересно, попал туда прямиком из СКА, который с советских времен славился тем, что мог «сделать армию».

Разумеется, и в футболе другие истории, кроме случая Владислава Жука, имеются. Например, знаменитый молчун Василий Баранов еще до того, как блистал в московском «Спартаке» и сборной Беларуси, оттрубил два года «срочки» в артиллерийской роте. Один из самых перспективных защитников 1992 года рождения Артем Татаревич этим летом вернулся в брестское «Ди­намо» после полутора лет в ба­тальоне радиоэлектронной борьбы. А ныне «дядька» из солигорского «Шахтера» Александр Юревич, хоть его и отпускали на тренировки, в свое время хорошенько прочувствовал тяготы и лишения службы во внутренних войсках:

– По вечерам ходил в патруле – внутренние войска, отбой наступал в пол­второго ночи. Между тренировками восстановления никакого. Был «духом» – заставляли все время что-то делать. Крутишься изо дня в день, спишь по четыре часа, недоедаешь, приличные физические нагрузки.


25 ноября 2012 года «Брест» креативно отпраздновал гол в ворота «Славии». Игорь Бурко, которому, чтобы он мог сыграть, дали в части увольнение, промаршировал мимо одноклубников.
Фото: by.tribuna.com


Каково это – трансфер в армию, знают Олег Чернявский, Сергей Вехтев, Олег Шкабара, Владимир Карп, Андрей Соловей, Евгений Никитин, Игорь Бурко... С одной стороны, даже служба в резерве, состоящая в том, что тебя несколько раз «выдергивают» на сборы, подра­зумевает потерю игрового тонуса. А с другой – армия закаляет и делает более стрессоустойчивым. Допустим, Игорь Бурко на первый сбор в резерв ехал из терзаемого финансовыми проблемами «Бреста» (тогда «Динамо» носило такое название), однако затем Игорь попал сначала в «Торпедо-БелАЗ», а в прошлом межсезонье и в «Шахтер». В нынешнем чемпионате страны Бурко провел за клуб из Солигорска все 28 матчей (причем 18 от звонка до звонка) и забил четыре гола. Очень солидно для защитника, правда?

Артем Татаревич после возвращения в брестское «Динамо» играл только в матче 1/16 финала Кубка против «Слонима» (2:0) и нескольких товарищеских встречах, но вколачивать в стену гвоздь и вешать на него бутсы не собирается. На­строен отвоевать себе место в составе и верит, что уже в следующем году по-на­стоящему вернется в большую игру:


Артем Татаревич. Фото: by.tribuna.com
– Когда я шел на срочную службу, думал, что будут отпускать в «Динамо», однако комбат был против. И поэтому кроме трех-четырех тренировок во время увольнений больше футбола за полтора года службы у меня не было. Выпал из спорта основательно. Но заканчивать профессиональную карьеру, по крайней мере сейчас, не собираюсь. Не согласен, что армия – это крест для футболиста. Главное, какое у тебя желание работать. А у меня оно есть.

– Что для вас было самым сложным в армии?

– Наверное, когда на полигон на месяц выезжали. Физические нагрузки предлагались что надо. Но спортивная подготовка помогала переносить их довольно безболезненно.

– Какие армейские традиции запомнились больше всего?

– Например, за 100 дней до приказа надо переставать есть масло. А на день рождения взвод отказывается от масла в пользу именинника. Тот обязан умять все отданные ему кусочки, а если нет, то остатки ему могли сложить в шапку – и на голову. Хорошо, что о том, когда у меня день рождения, знали всего несколько человек.

– В каком звании дембельнулись?


– Младший сержант.

– Жалеете о том, что в вашей жизни была служба?

– Если бы не армия, сейчас я, наверное, играл бы на другом уровне. Однако как есть, так есть. Армия – это жизненный опыт. Она дала мне хороших друзей, с которыми до сих пор тесно общаюсь.

P.S. Накануне информационные ленты облетела новость о призыве в армию двукратного чемпиона Европы по таек­вондо Армана-Маршалла Силлы. Отметим, что спорт­смен пропустил Олимпиаду-2016 из-за положительной пробы на мельдоний.

КРОМЕ ТОГО

Юрий Пудышев, тренер (из материала by.tribuna.com):

– Я служил во внутренних войсках, так как был членом «Динамо». За те два года, что провел в армии, повидал и узнал многое. Мы же, спортсмены-динамовцы, вместе служили. Поэтому дедовщины у нас не было, а царила дружественная атмосфера. Помню, однажды повезли нас на учения под Саратов. Там холодно было, градусов под сорок ниже нуля. Вывели на стрельбище, дали автоматы: учитесь, мол, стоя стрелять. Я взял автомат, и как дам очередь. Отдача оказалась настолько сильной, что меня повело в сторону, и я чуть было не расстрелял тех, кто там стоял. Хорошо, что мой товарищ меня вовремя оттолкнуть успел. А так положил бы весь цвет союзного спорта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter