С подачи обкома и награждали, и наказывали

ЕГО квартира находится на противоположной стороне Минского райагросервиса. Теперь он туда заходит не часто. Практически все, с кем когда-то работал, ушли в другие организации или вышли на пенсию, за исключением двух токарей да нескольких водителей.

В Минской райсельхозтехнике Виктор Карабач отработал почти 30 лет

ЕГО квартира находится на противоположной стороне Минского райагросервиса. Теперь он туда заходит не часто. Практически все, с кем когда-то работал, ушли в другие организации или вышли на пенсию, за исключением двух токарей да нескольких водителей.

Однако ветерану изредка все-таки хочется вернуться в те далекие времена, когда сельхозтехника во многом определяла успехи сельского хозяйства. Ей Виктор Ефимович отдал более 30 лет, в том числе отработав управляющим Минской райсельхозтехникой почти 20 лет. Он был свидетелем становления системы сервисного обслуживания отрасли, ее расцвета и лихих 90-х, когда предприятию приходилось бороться за выживание. Виктор Карабач прекрасно помнит, как на фермах начинали монтировать доильное оборудование, отлаживали систему поставок сельхозпредприятиям запасных частей, отрабатывали механизм обслуживания техники, как от сельхозтехники отделяли сельхозхимию, потом снабжение, по его словам, резали чуть ли не по живому. Потом поняли — допустили ошибку, которую и исправили.

Во время работы в Минской облсельхозтехнике он закончил в Одессе курсы по обслуживанию холодильных установок, а потом в Риге — по монтажу молокопроводов. На то время он был единственным специалистом в области по обслуживанию холодильного оборудования. Ему дали оклад 130 рублей в месяц, выделили автомашину «Победа». На ней по заявкам хозяйств выезжал на фермы, где монтировали доильные и холодильные установки. Работа была не в тягость, дело знал хорошо. Поэтому вскоре к нему начали присматриваться из других организаций, мол, давай, переходи к нам. А когда в тресте молочно-овощных совхозов предложили 150 рублей в месяц, не выдержал, дал согласие. На то время 20 рублей считались хорошей прибавкой.

— Когда о моих намерениях узнал председатель облсельхозтехники Степан Галай, — вспоминает Виктор Карабач, — то позвал к себе и спросил:

— Хочешь получать больше?

— А кто не хочет? — ответил Виктор Ефимович. — Деньги никогда лишними не бывают.

— Тогда пойдешь в Минскую райсельхозтехнику. Там как раз создают участки по монтажу и обслуживанию оборудования животноводческих ферм. Это то, чем занимаешься. Там тебе положат 170. Согласен?

Виктор Карабач такого предложения не ожидал. А чтобы он долго не раздумывал, Степан Галай тут же дал лист бумаги, позвал работника отдела кадров и сказал:

— Пусть пишет заявление. А завтра, чтобы был уже на новом месте. Оформляйте.

Так он оказался в Минской райсельхозтехнике, которой отдал 28 лет.

Управляющий райсельхозтехникой Владимир Чиж такому опытному специалисту обрадовался, тем более что о нем уже был неслышан.

Механизация в животноводстве тогда практически отсутствовала. На фермах как раз монтировали молокопроводы. Так что работы было немало. Со временем линейно-строительный монтажный участок, куда его определили, пришлось даже расширять. Если с приходом Виктора Карабача в этом подразделении было 9 человек, то через 6 лет уже насчитывалось около 60. О значении этого участка для животноводства можно судить хотя бы по тому, что начальник ЛСМУ по статусу и зарплате приравнивался к главному инженеру райсельхозтехники.

Потом Виктору Карабачу предложили повышение — должность главного инженера, а в 1975 году он возглавил райсельхозтехнику.

— Работать здесь было интересно, — вспоминает ветеран. — Буквально под боком находились столица и знаменитый на всю республику колхоз имени Гастелло. Его довольно часто посещали различные делегации, в том числе и зарубежные. Заодно некоторых интересовало сервисное обслуживание сельскохозяйственной техники. И тогда везли к нам. Поэтому и требования были повыше к культуре производства, порядку. Не раз за время работы принимали Петра Мироновича Машерова, в том числе и в новом учебном центре, одном из лучших в республике. Довольно часто приезжали гости из Москвы, союзных республик.

Райсельхозтехника на то время считалась одной из лучших в Беларуси. На партийном уровне она даже была утверждена для посещения высокопоставленных гостей. А чтобы не ударить лицом в грязь, после принятого решения представители обкома партии осмотрели территорию, административное здание, рабочий кабинет Карабача и сделали заключение — надо поменять в нем мебель, повесить на окна шторы, сделать косметический ремонт здания, благоустроить территорию. Даже составили список посуды, которую необходимо иметь на всякий случай, и указали, где она должна стоять.

— Понадобилась ли она или стояла только для красоты? — деликатно намекаю о ее использовании.

— Изредка приходилось пользоваться. Например, при посещении эфиопской, литовской и других делегаций, — не скрывал собеседник.

По нескольку раз в год приезжал в райсельхозтехнику председатель республиканского объединения «Сельхозтехника» Борис Пожарский, интересовался ходом посевной, уборкой урожая, ремонтом техники. С его подачи в республике внедрилась новая система обслуживания машинно-тракторного парка. Этому придавалось тогда очень большое значение. Только в Минской райсельхозтехнике служба технического обслуживания машин и оборудования насчитывала 12 инженеров-диагностов. Не меньше было и в некоторых других.

Еще до Виктора Карабача в ней начали отрабатывать капитальный ремонт тракторов «ДТ-20», после чего накопленный опыт распространили и на другие сервисные предприятия. Вторую жизнь здесь получило немало тракторов «Т-25» Владимирского завода. Не раз выезжал туда руководитель сельхозтехники. В результате производственные отношения тракторостроителей переросли в ассоциацию. С подачи руководства «Белсельхозтехники» республики ее представлял Виктор Карабач. Во Владимир на заседания ассоциации приходилось ездить дважды в год.

Тракторы, которые приходили оттуда по железной дороге, не всегда были полностью укомплектованы. Бывало, поступали без аккумулятора, фары, с разбитыми стеклами. И тогда из райсельхозтехники начали за ними отправлять свой автотранспорт. Потом на месте их собирали, обкатывали, предлагая сельхозпредприятиям на выбор. В результате в выигрыше оказались тракторостроители, сельхозтехника и потребители.

За время работы Виктора Карабача руководителем райсельхозтехника построила новую котельную, станцию технического обслуживания автомашин, станцию техобслуживания энергонасыщенной техники, учебный центр, 75- и 45-квартирные дома, общежитие, склад минеральных удобрений на 10 тысяч тонн. На предприятии даже организовали производство углекислоты. Так что после себя он оставил добрую память.

Большой доход давал и автотранспортный цех. На предприятии насчитывалось около 250 автомашин. Всю зиму на фермы они доставляли торфокрошку. Более 100 тысяч тонн перевозили за сезон извести, по 15—20 тысяч тонн — минеральных удобрений. Поставки велись и железной дорогой. Однажды зимой известь сковало в камень. Били ее ломами, кирками, но в установленный срок вагоны не освободили. За их простой пришлось заплатить штраф. Потом приехал народный контроль, накатал в райком партии справку. Через пару дней вызвали на заседание, поставили в торец стола, потребовали объяснений. Отделался замечанием, а на заседании областного комитета народного контроля получил выговор.

Когда Виктор Карабач принял решение уйти, то начальник райсельхозпрода Петр Ярмош, да и другие руководители Минского района,  «Белсельхозтехники» не раз просили  остаться. И новую должность предлагали неплохую. Но он не согласился — не хотел мешать новому руководителю. Полагал, что некоторые по традиции будут обращаться к нему со своими проблемами, за решением производственных  и других вопросов.

В историю райсельхозтехники Виктор Карабач вписал немало ярких страниц. Его вклад в развитие сервисной службы Минщины отмечен орденом Трудового Красного Знамени.

Выпуск подготовили Эльвира СТАРОВОЙТОВА, Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ», Михаил ЯГЕЛО

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter