С почином

В починку чаще всего приносят фены, комбайны и мясорубки

Найти нужные детали к технике, которая служила вам больше 7 лет, — это как отыскать клад

Белорусы бережливы. Многие до сих пор хранят на балконах сломанные клюшки или велосипедные шины: вдруг пригодятся. К более ценным вещам, например холодильникам, телевизорам, утюгам, относятся еще трепетнее. Прежде чем заменить «старого товарища», его обязательно попробуют починить. Поэтому в мастерские по ремонту бытовой техники народная тропа вряд ли зарастет. О том, чем живут тамошние мастера и что чаще всего ломается, «Р» узнала, побывав в одной из столичных мастерских.

Не к кочегарам мы, не к плотникам

Улица Маяковского. Среди красочных вывесок выбираю нужную, захожу. На приемке две девушки-администратора — именно они оформляют аппараты, которые люди сдают в ремонт. Скучать им некогда: клиенты, как будто сговорившись, сменяют друг друга. Несут телевизоры, стиральные машины, СВЧ-печи, фены.

— Включается и сразу же выключается, — размахивает руками хозяин дорогого телевизора. — Нужно спасать.

Администратор записывает серию и модель аппарата и отправляет его на склад — длинные ряды стеллажей в мастерской. Здесь «больной», как Маргарита, дожидается своего мастера.

— Чаще всего приносят фены, кухонные комбайны, мясорубки, — рассказывает Николай Гончарик, главный инженер ЗАО «Белтехносервис». — Мелкая бытовая техника — 50 процентов от всей сломанной. Объясняется это просто: ее у людей больше, чем телевизоров или холодильников. Ремонтируют чаще всего приборы, которым от трех до пяти лет.

Следуя за телевизором, отправляемся в самое сердце мастерской — на склад. Отсюда вещи попадают к инженерам, которые в течение трех дней диагностируют их и сообщают хозяину, подлежит ли вещь ремонту.

Дело техники

Минуя лабиринты стеллажей, попадаем в мастерскую. Стол инженера не перегружен лишними предметами: прибор-диагност, отвертки, компьютер плюс зеркала.

— В то, которое перед столом, видно изображение на экране, а с помощью верхнего можно взглянуть на телевизор, не вставая с места, — объясняет Александр Юсупов, инженер по ремонту техники ЗАО «Белтехносервис», раскручивая уже знакомого из приемки «больного».

В телевизоре неисправен блок питания. Он не на гарантии, поэтому Александр будет звонить хозяину, чтобы согласовать стоимость новой детали. Если бы аппарат был на гарантии, запчасть производитель бы предоставил бесплатно.

— Деталь обойдется где-то в четыреста тысяч рублей, — говорит Александр. — Думаю, хозяин согласится, ведь этот телевизор стоит около тысячи долларов.

В среднем в день инженер успевает посмотреть 5 телевизоров. Хотя были и рекорды, когда за смену Александр закрыл ремонт 13 штук.

Но так бывает не всегда. Порой клиенты не соглашаются заменять всю деталь, особенно если она дорогостоящая, а просят мастера найти неисправный компонент запчасти. На такие поиски может уйти месяц.

Сложными бывают и клиенты. На днях принесли телевизор на гарантии. Когда его разобрали, оказалось, что хозяева залили его водой, а значит, ремонт идет не за счет гарантии. Владелец с вердиктом не согласен и грозит инженеру судом.

— Как-то мужчина принес починить дорогой телевизор, — вспоминает Николай Гончарик. — И просит: дайте мне слово, что не будете его вскрывать. Есть неисправности, которые можно отремонтировать сервисным пультом, но ведь не факт, что это именно тот случай.

К подобным просьбам клиентов мастера относятся спокойно. Ведь советский стереотип, будто деталь из одного прибора можно перепаять в другой аппарат, засел в головах основательно.

Конечно, во времена, когда было только 4 вида похожих между собой «Горизонтов», такое могло сработать. Сегодня производитель обновляет модельный ряд раз в два-три месяца. Поэтому даже из двух одинаковых аппаратов, сделанных в разное время, один не соберешь.

Мастера из разряда «эксклюзив»

Кстати, о раритетах. Старой, как это ни странно, считается техника, которой семь и более лет. В среднем именно такой срок отводят для эксплуатации приборов фирмы-производители.

— Производитель семь лет поддерживает выпуск определенных деталей, — рассказывает Николай Гончарик. — Потом такие же найти сложно.

Но в мастерскую все еще попадают и «Электроника», и «Таурас», которым 30—35 лет. Тут ими занимаются три эксклюзивных мастера еще советской закалки. Современному же инженеру с раритетом сложнее: эту технику ремонтируют на компонентном уровне.

В мастерской поколения постарше все по-другому. Среди гор инструментов и запчастей, как лозунг, красуется табличка: «Говори — кратко, уходи — быстро».

— Мое направление — телевизоры. Тридцать лет назад, когда я только начинал, это была самая редкая техника, — вспоминает Валерий Дещеня, инженер по ремонту техники ЗАО «Белтехносервис».

В то время было много стандартных неисправностей. Например, ламповый узел строчной развертки: лампа нагревалась, и температурный режим приводил ее к поломке.

Сейчас к инженеру попадают раритеты, которым 10—15 лет. Хотя приносили и «Беларусь-7» 1960-х годов.

— Как-то раскручиваю такой телевизор, а там 50 советских рублей. Оказалось, муж прятал заначку от жены, — смеется Валерий Савельевич. — Из телевизоров, которые стоят в экскурсионных автобусах, доставал горстки монет из разных стран. Видимо, туристы бросали, чтобы еще раз в город вернуться.

Мастерские для сломанной техники — как больница для человека. Правда, большинство «пациентов» попадают сюда в тяжелом состоянии. Но диагностом, отверткой, а иногда и паяльником их жизнь инженерам удается сохранить. И старая по меркам современности техника еще прослужит не один год. А в таких ситуациях не верить в поговорку «Ничто не вечно» не так уж и нереально.

---------------------------------

Компетентно

Александр БЫЛЫНКА, директор ЗАО «Белтехносервис»:

— Сейчас мы делаем около 1500 ремонтов в месяц. Для сравнения, в 2008 году их было приблизительно 3000. Техника с каждым годом становится качественнее, вот реже и ломается. К тому же сейчас новую бытовую технику люди не так часто и покупают. Раньше гарантийные и платные услуги были где-то в процентном отношении 70 к 30 соответственно. Теперь — 60 к 40. Это говорит о том, что люди стали меньше покупать новые аппараты, а чаще ремонтировать старые. 

---------------------------------

Только цифры

В Минске отремонтировать электронику можно в 69 мастерских, а бытовую технику — в 148. Для сравнения, в 2008 году мастерских по ремонту радиоэлектроаппаратуры было 70, 90 процентов из сегодняшних мастерских — частные.  

---------------------------------

На снимке: порой к инженеру Валерию ДЕЩЕНЕ попадают раритетные вещи, например телевизор «Беларусь-7» 1960-х годов.

Фото: Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter