С плавниками и чешуей

Минторг увеличит количество аквариумов в магазинах вдвое

Отечественные рыбоводы ставят потребителя перед нелегким выбором – между полезностью пищи и удобством ее приготовления

Более 60 % своей продукции рыбоводческие хозяйства реализовали в прошлом году самостоятельно. А это значит: машина с надписью «Живая рыба», трепещущий в целлофановом пакете «улов», долгая чистка и разбросанная по кухне чешуя. Впрочем, и в магазинах на переработанный товар приходится сравнительно небольшая доля продаж. С точки зрения медиков, статистика более чем благоприятная: любой свежий продукт, к тому же произведенный в той местности, где живешь, гораздо полезнее привозного и замороженного. Однако для хозяйки процесс приготовления рыбы «от аквариума до стола» — это целый ритуал, на который решиться можно нечасто.

Раз – и готово

Видимо, увеличение «глубины переработки» пресноводной рыбы действительно может расширить ее присутствие в рационе белорусов. Тем более что рыбхозы ожидания Минздрава вполне оправдывают: за последние 5 лет производство прудовой рыбы выросло в 3 раза. В прошлом году был получен рекордный «урожай» – 16,2 тыс. тонн, это на 7 % больше, чем годом ранее. «При этом улучшился ассортимент рыбной продукции, — обращает внимание заместитель директора Департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода Викентий Завадский. – Более 20 % приходится на другие виды, кроме карпа, — белого амура, толстолобика, линя, щуку, карася». По мнению специалиста, этот год может стать переломным для отрасли. Отечественная торговля взяла на себя повышенные обязательства: организации Минторга должны реализовать 11,5 тыс. тонн рыбной продукции (для сравнения: в прошлом году продали лишь 4,5 тыс. тонн). Поэтому планируется увеличить количество аквариумов в магазинах вдвое. Там, где нет технической возможности установить временное «пристанище» для пресноводных, в продажу пойдет переработанный товар. Кроме того, крупные объекты торговли удовлетворят покупательский спрос на рыбные полуфабрикаты и кулинарные изделия. По информации Викентия Завадского, сейчас идут переговоры с Белкоопсоюзом о расширении торговли (в прошлом году организации, входящие в его структуру, продали 8 % от всего объема). «Мы договариваемся о том, чтобы разница в цене между живой рыбой и готовыми тушкой и филе была минимальной», — пояснил представитель Минсельхоз-прода.

Плавали – знаем…

Что касается самих рыбхозов, то они один за другим обзаводятся собственными перерабатывающими мощностями. Четыре цеха уже работают, два готовятся к запуску в самое ближайшее время, еще три – в стадии строительства. Сегодня рыбоводческие хозяйства предлагают разнообразную озерную и речную продукцию в виде филе и тушки в замороженном, охлажденном виде или во льду, копченую, вяленую…

В соответствии с новой программой рыбохозяйственной деятельности предусматривается оснастить перерабатывающими цехами все хозяйства, которые производят в год не менее 500 тысяч тонн рыбы. Так, в прошлом году уже имеющиеся мощности позволили переработать 900 тонн рыбы, в этом году этот объем планируется довести до 3 тысяч тонн. «Это расчеты с условием работы в одну смену, но если рынок примет нашу продукцию, то будем трудиться и в две», — обещает Викентий Завадский. Кроме того, уже в марте в торговле должны появиться опытные партии рыбного фарша из карпа, толстолобика и других видов пресноводных. На очереди – фрикадельки, котлеты, пельмени… Не останутся без внимания и любители деликатесной продукции. Так, в течение 5 лет производство лососевых видов рыб (в основном форели), осетровых и сомовых планируется увеличить в 25 раз – до 2,5 тыс. тонн.

«Свежая рыба всегда более выигрышный продукт, чем замороженная, но необходимость дополнительной обработки вызывает определенные нарекания со стороны потребителя», — поясняет и.о. директора Института рыбного хозяйства НАН Беларуси Владимир Костоусов. Поэтому практически все страны-производители прудовой рыбы занимаются ее переработкой, разница лишь в соотношении объемов. Многое зависит и от «воспитанности» покупателя. В частности, в Польше живая рыба вопреки законам экономики стоит примерно на 15 % дороже, чем тушка из этой же рыбы.

Извини-подвинься…

Однако сколько ни рассказывай покупателю о пользе свежевыловленной продукции, все же последним фактором убеждения остается цена. Особенно если речь идет о том, чтобы завоевать массовое признание. Пока же белорусский товар с огромным трудом конкурирует по стоимости с завезенными из-за границы морскими и пресноводными «собратьями». В Минторге пока присматриваются, как отреагирует покупатель на временный запрет на ввоз филе тилапии и пангасиуса: там не исключают возобновления поставок в следующем году. В частности, пангасиус, благодаря которому предприимчивые вьетнамцы вклинились в пятерку крупнейших мировых экспортеров рыбы, пусть и не обладает отменным качеством, но карман не тянет. Например, килограмм филе этой рыбы стоит в магазине Br 12—13 тыс., в то время как карпа – Br 22—23 тыс. И даже если вычесть, как минимум, 30 % воды, которая вытечет из вьетнамской продукции, то разница остается.

Как белорусский производитель собирается удешевлять свою продукцию? Прежде всего в рыбхозах ждут, что в соответствии с программой развития отрасли они смогут получать корма по более низкой цене. «Кроме того, более доступную продукцию мы можем поставлять за счет озерно-речного лова – там рыбу кормить не надо», — поясняет Викентий Завадский. Одна проблема: если улов хорош, то рыбхозы не справляются с тем, чтобы его быстро переработать. Поэтому ведутся переговоры с крупными рыбоперерабатывающими предприятиями о возможности их участия в процессе.

Пока же самой бюджетной возможностью отовариться свежей рыбой являются традиционные ярмарки-продажи. Здесь ассортимент максимально широкий, цены минимально низкие, а хорошее настроение обеспечат дегустация копченой и вяленой рыбы и приготовление рыбной ухи. Только в этом случае речь вновь идет о каких-то разовых акциях, а не о регулярном присутствии свежей пресноводной рыбы в рационе белорусов. Один среднестатистический житель нашей страны употребляет менее 20 килограммов рыбной продукции в год. При этом около 80 % всего объема приходится на импортируемых морских обитателей, остальные 20 % — на местных и завезенных извне пресноводных.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter