С песней и мужем по жизни

Надежде Кадышевой судьба подарила богатую коллизиями биографию. Иной раз кажется, что ловкий продюсер специально для артистической легенды придумал такие факты.
Досье

Надежда Никитична Кадышева родилась в 1959 году в деревне Маклауш на стыке Самарской, Оренбургской областей и Татарстана. В 14 лет уехала в Подмосковье, в Лобню, где работала на хлопкопрядильной фабрике. В 1979 году поступила в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Продолжила учебу в Институте им. Гнесиных. В 1988 году она уже солистка ансамбля "Золотое кольцо", основанного ее супругом Александром Костюком. Народная артистка России.

Вездесущий, как микроб, фотограф с наскока снял семейный дуэт в гримерной амфитеатра... Разговор наш случился тотчас же без затей и авансов-реверансов. Выстраивать интервью сегодня нет резона, за 10 лет прошлое не изменилось, а суть его передаю своими словами.

Надежде Кадышевой судьба подарила богатую коллизиями биографию. Иной раз кажется, что ловкий продюсер специально для артистической легенды придумал такие факты. Судите сами.

В большой дружной семье, кроме Надежды, росли еще 4 девочки. Все куклы в доме были в постоянных обновках: девочки научились от матери шить и вязать. И сами ходили, как куклы, - мать старалась. По вечерам устраивали домашние концерты, пели, а младшая, Любаша, любила танцевать на пальцах - воображала себя балериной на сцене Большого театра... С внезапной смертью матери все мечты оборвались... Десятилетнюю Надю и Любу определили в интернат, а отец вскорости женился, потому что одному мужчине девочек не поднять. Дальше все, как в старой сказке: в доме появилась чужая женщина - мачеха - и привела своих двоих детей. Позже, когда Надежда стала студенткой, ушел из жизни и отец. Короче, помочь ни словом, ни делом на земле больше некому было...

Через несколько десятков лет в Ульяновске после концерта в гримерную к известной певице Надежде Кадышевой зашла пожилая женщина. "Дочка, прости меня за все!" - только и сказала она. И артистка простила свою мачеху. Кстати, Надежда Кадышева всегда мачеху называла мамой. А простила не потому, что жизнь вдруг благополучно и сыто сложилась, а потому, что сама стала и женой, и матерью. Потому, что во всем чувствовала плечо мужа, композитора ее песен, которые поют по праздникам, где знают русское застолье и язык.

Только мало кто знает, что на сцене мужчина с баяном наперевес - это и есть супруг Надежды Кадышевой, художественный руководитель ансамбля "Золотое кольцо" и композитор Александр Костюк.

К нему-то корреспондент "СБ" накануне концерта в Минске и обратилась с вопросами.

- Александр Григорьевич, продолжим нашу беседу, состоявшуюся ни много ни мало 10 лет тому назад. Небось волнуетесь перед сольным концертом в Минске? Чай за границу едете...

- Белорусов очень люблю! И публика, как мне кажется, с трепетом относится к нашему коллективу, если судить по многократным выступлениям в Витебске на "Славянском базаре". И уж если вы - заграница, то все ж родня!

А вот гастролей за рубежом у нас действительно много. Мы были во всех "Диснейлендах" мира. А в Сан-Франциско, когда друзья из русской общины узнали, что мы с Надеждой живем невенчанные, то повели нас в православный храм. Владыка всеамериканский Антоний нас там и повенчал. Вся жизнь в пути...

- Тандем ваш плодотворный, ниша благодатная. Кадышева поет, а Костюк сочиняет. У нас ваша песня "Широка река" звучит повсюду: в маршрутке, по радио, на рынке. А шлягер "Напилася я пьяна..." звучит даже в клубах караоке. Вас никогда не огорчала ситуация, при которой вся слава достается солистке "Золотого кольца", а не вам, композитору? Некоторые ведь думают, что песни в исполнении Кадышевой народ придумал.

- Упаси меня, Боже, завидовать собственной жене! Однажды известный композитор Александр Морозов сказал, что никому, кроме Надежды, я не смогу писать песен. И он оказался прав. Когда я только задумываю некий вариант мелодии, то уже вижу ее движение на сцене, слышу тембр ее голоса... Иными словами, вижу и чувствую все, что на языке критиков называется характером только данного артиста. Это нормально, я же муж. И потом, Надежда ничего специального для приманки зрителя не готовит. Поет, что называется, от сердца, от души. Естественность и душевность, мне кажется, главный козырь на сцене, а зрителя сегодня на эстрадных "фишках" не проведешь. Как-то Ирина Аллегрова сказала, что для мужчин песни подобрать и исполнять легче, а вот женщин подкупить почти невозможно. А у нас, как вы знаете, репертуар женской лирики.

- Извините, но женская лирика питается от несчастной любви. Когда слышишь: "...чем же я не такая? Чем же лучше другая?" - то начинаешь жалеть себя до слез, вспоминаешь подружек подколодных. И ей-ей водки хочется! А у вас, между прочим, счастливый и единственный брак. Славный сын Гриша, который профессионально помогает вам строить шоу-бизнес предприятия "Золотое кольцо"... Наверняка и дача, и "Мерседес"...

- По-вашему получается, у нас не жизнь, а гжель с позолотой! Сразу же представляется квартира, увешанная деревянными ложками, а на столе бублики и самовар к ним, и мы в шоколаде... Но вы забыли, что ту самую женскую лирику от "правды жизни" Надежда с лихвой постигла в детстве. Почти 30 лет, с институтской скамьи, мы работаем в музыкальном коллективе! Точнее, пашем, как лошади. "Гнесинка", знаете ли, хорошая школа муштры на пути к славе. Когда я впервые увидел Надежду в институте, то она вообще в валенках была! Не все студенты ходили в финских сапогах. Всякое было. Однажды Надежда даже решила бросить петь ради маленького сына. Потому что предстояли длительные гастроли в Японии, а сына не с кем было оставить. И вот сидит наш сын на диване, как большой, заложил нога за ногу и серьезно так говорит: "Нет уж, мама, езжай-ка ты на гастроли. Раз уж начала петь, то не останавливайся". Вот мы и не останавливаемся, в нашем коллективе заняты 50 человек. Сейчас строим Театр песни и танца "Золотое кольцо" на Тимирязева, в центре Москвы. Деньги на старость не храним, а вкладываем в строительство. А насчет "Мерседеса" вы оказались правы.

- Неужто "шестисотый"?

- Точно! Только сейчас неудобно парковаться в Москве, пробки. Честно скажу, мы всегда были при машине, потому что зарабатывали со студенческих времен. А вот дачи никогда не было. Традиционных привычек, характерных для эстрадных артистов, мы так и не завели. Завтрак мне по-прежнему подает жена, даже если с утра у нее есть срочные дела. Пельмени лепит по настроению, зато вкусные.

- На различных тусовках поговаривали не только о фирменных пельменях, но и о вредных слабостях некоторых артистов...

- Бывало всякое. Из-за фуршетных последствий даже концерты отменяли... Пока однажды не решили для себя, что со всеми водки не выпьешь и всех песен не споешь. А для того, чтобы песня "строить и жить помогала", надо бесконечно держать себя в форме. Сейчас у нас в коллективе во время гастролей даже пива никто не выпьет! Точнее, выпить-то можно, но после этого вряд ли останешься работать в коллективе. Мы даже отменили традиционные поздравления в дни рождения, так как в ансамбле работает 50 человек. Представляете, какой праздник души получился бы, бесконечно переходящий в чей-нибудь день рождения? Сейчас с этим делом в коллективе строго.

- А в квартире Надежда Никитична тоже носит неземной красоты наряды: кокошник, расписные платки на плечах?

- Сценические наряды, вы правильно подметили, действительно неземной красоты. И очень может быть, что мы создадим и музей эстрадного костюма при нашем театре "Золотое кольцо", потому что накопилось нарядов прилично - более 50 единиц. А дома Надежда носит джинсы, брюки и свитера в основном итальянских дизайнеров. Она, как все современные женщины, старается оптимизировать свой быт. Верите?

- А то! Удачи вам!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter