С открытыми глазами

Президентские выборы в Беларуси не удостаивались хороших отзывов прессы ни до, ни после их проведения.
Президентские выборы в Беларуси не удостаивались хороших отзывов прессы ни до, ни после их проведения. Однако многочисленная группа международных наблюдателей смогла убедиться на месте, что атмосфера, в которой проходили выборы, была лишена страха и молчаливого согласия, о которых писали некоторые газеты.

Официальные организации - ОБСЕ, Совет Европы, Европейский парламент - направили своих представителей в Минск, в Брест и в другие избирательные округа страны. Более того, многочисленная группа иностранных наблюдателей, среди которых были и представители итальянских политических партий, не зарегистрировала нарушений в ходе выборов. Согласно неофициальным данным, Президент А.Лукашенко набрал более 75% голосов. Результат был предрешен заранее? Если такое впечатление и создается, то не потому, что были допущены махинации во время выборов, а все дело в том, что в лице двух своих конкурентов Президенту не было достойных соперников, которые могли бы помешать его переизбранию как с точки зрения своей политической значимости, так и содержания их предвыборных программ.

Беларусь, несомненно, еще небогатая, но полная достоинства страна. В отличие от других республик бывшего Советского Союза, в которых проявились острейшие проблемы и социальные противоречия в результате так называемых "экономических реформ", в Беларуси нет столь очевидного неравенства в распределении национального богатства, несмотря на наличие зажиточных предпринимателей. Переход от коллективистской по своей сути экономики к рыночной осуществляется в Беларуси гибко и мирно по сравнению с другими республиками. Президент А.Лукашенко не ставит под сомнение правомерность существования колхозов, в которых каждый колхозник имеет в своем распоряжении собственный дом, участок земли, а также участвует в распределении прибыли коллективного предприятия.

А.Лукашенко сумел избежать приватизации важнейших и жизнеспособных государственных предприятий, в то время как в других республиках проводилась распродажа государственного достояния ради обогащения представителей сформировавшейся "номенклатуры", которая навязывала правила приватизации. Кроме того, вновь избранный Президент представил программу, направленную на улучшение условий жизни пенсионеров и рабочих путем повышения заработной платы, на сохранение и совершенствование структуры обслуживания населения (детские сады-ясли, больницы, школы, дома культуры, общественный транспорт и др.), а также на осуществление контроля за ценами на товары первой необходимости.

Стратегическим приоритетом экономической политики он определил союз с Россией в целях интеграции экономик двух стран, а также с Украиной, где население сегодня живет в значительно худших социальных условиях, чем в Беларуси.

Программы его конкурентов выглядели более либеральными. Председатель Федерации профсоюзов Белорусской В.Гончарик, несмотря на финансовую поддержку американцев, а также поддержку центристов, правых либералов и одной из двух коммунистических партий (которые, однако, не представлены в парламенте), набрал примерно 15% голосов. Третий кандидат - С.Гайдукевич, председатель Либерально-демократической партии (обвиненный Жириновским в том, что "хочет продать страну арабам") - набрал около 2,5% голосов и признал победу А.Лукашенко.

Три кандидата в Президенты были представлены своими наблюдателями на всех избирательных участках и имели возможность для осуществления контроля за ходом и подсчетом результатов голосования как в местных, так и в Центральной избирательных комиссиях.

В Беларуси действительно допускается предварительное голосование за 5 дней до выборов, однако процент избирателей, проголосовавших заранее, был невелик. Даже в случае нарушений в ходе предварительного голосования, которые в действительности не были выявлены ни международными наблюдателями (15 наблюдателей присутствовали на выборах с 21 августа и 265 - с 5 сентября), ни местными наблюдателями, его результаты никак не могли повлиять на победу А.Лукашенко. Атмосфера на участках в ходе голосования была спокойной и серьезной, выборы отличались хорошей организацией от недавно прошедших выборов в Италии.

На одном из участков, которые я посетил, наряду с комиссией из 15 человек за выборами наблюдали представители трех кандидатов, журналисты и репортеры телевидения. Голосующие предъявляли документы, удостоверяющие их личность, брали бюллетени, голосовали за шторкой, обеспечивающей тайну голосования. Наблюдатели не зарегистрировали фальсификаций ни в удостоверениях личности людей, ни в процедуре голосования. Таким образом, мною не было выявлено нарушений, которые могли бы поставить под сомнение легитимность выборов. Иностранные наблюдатели выразили также удовлетворение содействием, которое оказали им местные власти в ходе наблюдений за выборами.

В заключение, касаясь проблемы президентского правления и еще недостаточно значимой роли парламента, что очень важно, нельзя тем не менее отрицать наличие процесса демократизации в Беларуси. Согласно новому закону о выборах, Президент избирается на 5 лет, а не на 7 лет, как утверждает итальянская газета "Соле - 24 оре". Предстоит еще приложить значительные усилия, и не только в Беларуси, чтобы обеспечить участие гражданского общества в демократическом процессе, с тем чтобы приблизить его к принципам свободы и прав человека.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter