С новым счетом!

1 июля состоялась деноминация национальной валюты
1 июля состоялась деноминация национальной валюты. На новых белорусских банкнотах исчезли сразу четыре ноля – так что все старые цены можно делить на десять тысяч. Кроме того, впервые со времен СССР в стране появились металлические монеты.


Дети больше не будут просить на мороженое тысячи – и нескольких рубликов хватит. 

Дело техники

С самого начала в Нацио-нальном банке и Правительстве успокаивали людей тем, что деноминация – чисто техническая процедура и никак не повлияет на платежеспособность людей, не вызовет роста цен и изменений валютных курсов. Так оно и произошло. Банкиры и айтишники сработали четко и не допустили коллапса финансовой системы вопреки прогнозам некоторых скептиков. Никаких особых сбоев в работе банкоматов и платежных терминалов не случилось.

Деноминация значительно упростит расчеты внутри страны. Снизится физический объем денежной массы, уменьшатся расходы на изготовление денег. Что же касается печати новых банкнот, то Беларусь практически не понесет издержек, поскольку купюры были изготовлены еще в 2008–2009 годах и с того момента хранились на складе Нацбанка.

Тем не менее на процесс деноминации надо смотреть шире, чем просто на техническую процедуру. Помимо упрощения расчетов, она носит имиджевый характер. Тем самым Правительство и Нацбанк как бы дают обществу четкий сигнал: им удается держать под контролем основные макроэкономические показатели. С другой стороны, деноминация – стимул для финансовых и экономических властей проводить более ответственную политику на макроуровне.

– Мы в состоянии обеспечить до конца года целевой уровень по инфляции – это не более двенадцати процентов. На следующий год планируем однозначную цифру по инфляции – не более девяти процентов. И в программе до 2020 года прогноз предусматривает уровень инфляции не более пяти процентов, – заявил Председатель Правления Нацбанка Беларуси Павел Каллаур.

Станет только крепче

Сам факт, что государство решилось на проведение деноминации, говорит о высокой степени уверенности экономических властей в том, что возврата к высокой инфляции и девальвации белорусского рубля, скорее всего, не будет. При наличии таких рисков смысла проводить деноминацию не было бы, утверждает финансовый аналитик Александр Сабодин.

То есть главный финансовый институт страны декларирует, что готов продолжать ответственную денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляции. Такие действия, безусловно, будут расширять доверие населения к национальной валюте. Конечно, сама по себе деноминация вряд ли сможет резко повысить популярность белорусского рубля, серьезно увеличить долю белорусских рублей в сбережениях населения. Для этого надо постоянно проводить работу над устойчивостью национальной валюты. Однако решение о деноминации уже можно расценивать как признак стабилизации всей финансовой системы страны.

Косвенным тому подтверждением служит очередное снижение ставки рефинансирования с 1 июля. Привязка именно к этой дате, разумеется, не случайна. Ведь снижение ставки направлено на удешевление кредитов. А это весомое подспорье для роста экономики. Высвобождающиеся средства предприятия смогут направить на модернизацию, создание новых рабочих мест, выпуск инновационной продукции. Все это будет стимулировать привлечение в страну иностранных инвестиций.

На прочном фундаменте

Есть и еще один немаловажный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов. Речь идет о дедолларизации экономики. Согласитесь, когда за доллар дают чуть более двух рублей, а самая крупная, 500-рублевая банкнота равна 250 долларам, психологически отвыкнуть от долларизации сделок гораздо проще. Но для этого опять же надо продолжать системную работу по снижению инфляции.

В общем, на макроуровне процесс деноминации исключительно позитивный. Конечно, людям еще предстоит привыкнуть к новым дензнакам. В первое время многие наверняка попадут в ловушку незапланированных трат. Психологи сравнивают это с тем, как ведут себя наши люди, попадая, например, в зону евро. Они оказываются в иной системе координат, где на ценниках не тысячи, а единицы. И часто совершают покупки, на которые не решились бы на родине из-за дороговизны. Есть некоторые нюансы, связанные с введением монет. Исследователи установили, что люди расстаются с ними гораздо быстрее, чем с бумажными банкнотами. Чтобы избежать этого соблазна, специалисты рекомендуют чаще использовать пластиковые карточки при расчетах.

И все же присутствует некий символизм в том, что новые деньги в Беларуси появились накануне Дня Независимости. Национальная валюта во все времена была атрибутом суверенитета государства, равно как герб, флаг и гимн. Чем крепче рубль – тем прочнее фундамент экономической независимости. И если деноминацию вкупе с грамотной денежно-кредитной политикой удастся использовать для укрепления национальной валюты, это будет самая весомая инвестиция в экономику страны.


Есть вопрос!

Чей рубль сильнее?

Александра КОЗЛОВА

Стала ли крепче белорусская валюта после «срезания» четырех нолей? Отвечает профессор факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко.

– Зачем была нужна деноминация белорусского рубля?

– Если сказать коротко, то для упрощения экономического оборота. И в практической жизни, и в расчетах лишние цифры – это дополнительный риск сделать ошибку. Поэтому большое количество нолей создавало определенный дискомфорт и мешало экономической деятельности государства. Это главная цель любой деноминации. Побочная – укрепление курса нацвалюты в государстве. Деноминация повышает ее стабильность, изымает лишнюю денежную массу из оборота.

– Почему решили сократить именно четыре ноля на банкнотах, а не, скажем, три?

– В свое время в России сократили три ноля – тогда был такой масштаб цен, что удобнее было использовать коэффициент 1000:1. Ну а в Беларуси масштаб цен иной, соответственно подстраивались под него.

– За один доллар теперь дают два белорусских рубля. Белорусский рубль теперь крепче российского?

– Оттого, что грузовик и кабриолет называется «машина», не следует, что они одинаково ездят или имеют одинаковую мощность. Белорусский рубль не равен российскому рублю, поэтому сравнивать их пары с долларом некорректно. Хотя это распространенное бытовое заблуждение.

– Может, теперь и в России деноминацию провести?

– А вот это, кстати, вполне резонный вопрос. Я думаю, власти могут к этому прийти. Например, для удобной системы расчетов лучше, когда курсовые показатели в парах находятся в пределах 100. То есть, если доллар или евро, например, будут стоить более 100 рублей – это будет поводом к деноминации. Хотя есть пример Японии, где за доллар дают более 100 йен, и правительство ничего не меняет. Но это, скорее, исключение.

Евгений КОНОНОВИЧ

konon@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter