С неба звездочка упала...

Кому решать, что “формат”, а что “неформат”?

Кому решать, что “формат”, а что “неформат”?

Уже давно привыкла слушать и смотреть то, что мне хочется самой, а не то, что навязывают радио и телевидение. Поэтому практически всегда со мной плеер с любимыми треками и ноутбук с записанными стоящими, как мне кажется, фильмами. Но хочешь не хочешь, и “высокого” поп-искусства вкушать иногда приходится. Вспоминаю, как однажды в поезде села батарея в плеере и пришлось слушать то, чем потчевал включенный радиоприемник. “С неба звездочка упала, что упало, то пропало. С неба звездочка упала, что упало, то пропало...” — голосило на весь вагон. Кажется, в песне была только одна эта повторяющаяся строчка. Хотелось выпрыгнуть из окна или дернуть стоп-кран! Неужели ЭТО может доставлять кому-то истинное удовольствие? Я не говорю уже о катарсисе — высокой цели любого вида искусства. По крайней мере, у меня ничего кроме раздражения песня не вызвала.

Странное дело, песни типа “Звездочки” на FM-радио звучат постоянно, а что-то чуть более стоящее — сразу “неформат”. Но кому решать, что формат, а что нет? Понятное дело, на радио “Шансон” классика не прозвучит, а на “Русском радио” не поставят зарубежных The Beatles или Luciano Pavarotti. Против концепции радиостанций не попрешь. Но как объяснить то, что радиостанции зачастую отказываются ставить душевные песни со смыслом, практически отказываются от романсов и баллад, избегают рок-композиций, а эфирное время раздают налево и направо поп-исполнителям, о которых, такое часто случается, еще вчера никто и не слышал? Или почему телеканалы (ради справедливости отмечу: речь прежде всего о российских, которые ретранслируются у нас) игнорируют, к примеру, трансляцию конкурса молодых исполнителей эстрадной песни с живым оркестром, зато с удовольствием показывают концерт очередной “звезды”, прыгающей по сцене и неумело открывающей рот под фонограмму?

“Неформат” — это выражение можно смело ставить в один ряд с “без комментариев”. Зачем что-то объяснять? “Неформат” — и все. Догадывайся сам, почему дяди-редакторы отказываются брать в эфир от исполнителя ту или иную песню или тети-ведущие просят слушателя заказать для поздравления любимому другу-меломану иную, “форматную” песню. То ли деньги играют роль, то ли боязнь потерять популярность, то ли “просто захотелось”.

Как правило, под “неформат” попадает любая музыка, хоть на йоту отличающаяся от расхожей попсы, составляющей репертуар развлекательного вещания. Будь то рок, джаз, хип-хоп, регги, авангард, классическая или любая экспериментальная электронная музыка. Сегодня в “формат”, как сказал однажды народный артист России Илья Резник, “вписываются те, кто умеет в течение трех минут подпрыгивать на сцене и вовремя рот под фонограмму открывать”: “Думаю, если бы я сейчас принес на какой-то музыкальный теле- или радиоканал свою песню “Старинные часы”, то передо мной закрыли бы двери — “неформат”...”

Каналы отсеивают неформатный, непривычный для их станции контент, оправдываясь желанием соответствовать вкусам аудитории и боязнью потерять слушателей. Но кто спрашивал эту самую аудиторию, что она хочет слышать или видеть? Все слушатели и зрители воспринимаются как однородная масса с одними и теми же пристрастиями, причем намного глупее самих продюсеров и менеджеров вещательных структур. “Этого слушать не станут. Слишком серьезно и “загрузно”, — решают серьезные дяди и ставят легкий и далеко не качественный продукт в эфир, считая, что “пипл схавает все”. Вот и получается: каналы, думая, что следуют вкусам потребителей, на самом деле формируют их.

Благо сегодня у слушателей и зрителей есть выбор. Им легко избежать этого навязывания вкусов, выйдя в сеть интернет и выбрав что-то по душе. Правда, и тут хватает цензоров — имеются в виду простые пользователи интернета, комментирующие те или иные песни, фильмы, спектакли. “Ерунда какая-то”, — прочитал комментарий под трейлером и тут же перехотел смотреть фильм. Но может, там и не ерунда вовсе? Люди ведь все разные, субъективное мнение будет присутствовать всегда. Другое дело, когда “смотреть или не смотреть” советуют профессионалы, композиторы, режиссеры, продюсеры, музыканты с именем и когда они решают, что есть “формат”, а что нет, что стоит показывать в эфире ТВ, а что нет, что следует крутить на радио, а что стыдно слушать, даже моясь в душе. А еще лучший вариант — не слушать никого, а самому решать, что действительно твое, от чего тебе хочется смеяться и плакать, что делает тебя счастливым. Ищите цензора в своей душе. Он наверняка не подведет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter