С “Народной” на борту

Каждый день пассажиров по минским улицам возит троллейбус номер 55, бока которого украшены надписью Народная газета

Каждый день пассажиров по минским улицам возит троллейбус номер 55, бока которого украшены надписью Народная газета

А первый троллейбус в Европе начал курсировать почти сто лет назад — в 1911 году он вышел на улицы одного из городов Чехии. В Москве первые троллейбусы появились в 1933-м. Советские первенцы имели деревянные кузова. В белорусской столице троллейбус впервые вышел на городской маршрут 19 сентября 1952 года. Люди старшего поколения помнят, что через два дня после этого знаменательного события на Центральной площади был открыт памятник Сталину, и главная улица города — Советская — переименована в проспект Сталина. Первые пять троллейбусов обслуживали маршрут N 1 (Круглая площадь — Вокзал). 19 сентября 1952 года в городе царило ликование. Множество минчан желало прокатиться на диковинном виде транспорта. Самому первому минскому водителю троллейбуса — Андрею Соколову — городские власти торжественно вручили ордер на новую квартиру...
И вот уже более 50 лет возит троллейбус минских пассажиров.
Во времена моего детства автобусы, курсирующие по улицам городов одной шестой части суши, были преимущественно желтого цвета, а троллейбусы — голубые с белым. И никаких тебе изысков. Сегодня троллейбусы и автобусы раскрашиваются разноцветными рекламными слоганами. Не только для эстетики. То, что реклама — двигатель торговли, знают нынче даже дети. Пишут на общественном транспорте разное. И про кофе, и про перхоть, и про казино с ресторанами, и про “яйца молодецкие”. Один мой знакомый клялся и божился, что видел пассажирский автобус с огромной надписью “Свежее мясо”. Вот и думай: то ли черный юмор, то ли недомыслие “ваятелей” рекламы мясокомбината...  Зато как приятно увидеть, когда из-за поворота, из утреннего тумана, выплывает он — желто-оранжевый, как солнышко. После суматошных утренних сборов на работу, после спринта к остановке на высоких каблуках этот троллейбус, как старый друг, распахивает двери. На его боку надпись — “Народная газета”. И лаконичный слоган “Газета для народа, для каждого из нас”.
Минчане любят свой троллейбус, и в этом нет ничего удивительного. Конечно, столичному жителю есть из чего выбирать — к его услугам и маршрутные такси, и скоростные автобусы, и метро. Но метро есть далеко не везде в Минске, а проспекты, вдоль которых тянет свои линии метрополитен, густо застроены магазинами, жильем, здесь размещаются различные организации, куда каждое утро стекаются тысячи граждан. Метрополитен не может обеспечить удобных подходов ко всем этим учреждениям: станции его невыгодно располагать чаще, чем через 2—3 километра, да и спуск-подъем отнимает немало сил и времени, особенно у пожилых людей. Тут-то на помощь и приходит троллейбус, способный перевозить пассажиров на короткие расстояния быстро и эффективно.
По многим показателям уступает троллейбусу и автобус. Электрический двигатель работает намного экономичнее и бесшумнее, дает возможность трогаться с места и быстро набирать скорость без переключения передач. Кроме того, при частых остановках и разгонах в городском режиме  экологическая чистота электродвигателя имеет первостепенное значение.
Сегодня в Минске около 70 троллейбусных маршрутов, и по численности троллейбусов на улицах белорусская столица входит в пятерку лидеров на постсоветском пространстве. Так что троллейбусной столицей Минск может называться по праву. С неослабным вниманием следить за ситуацией на дороге, контролировать обстановку в салоне, продавать билеты, объявлять остановки — тяжелый, неженский труд. И тем не менее около половины столичных водителей троллейбусов — представительницы прекрасного пола. Приятно, что и наш троллейбус с желтой полосой по низу и надписью “Народная газета” водят две очаровательные девушки — Татьяна Антипорук и Галина Ульянова. Чаще — Татьяна, ведь троллейбус с надписью “Народная газета” считается ее бригадной машиной.
Как рассказала “Народной газете” Татьяна, одна из главных сложностей для женщины в профессии водителя троллейбуса — большая физическая нагрузка. За смену, а длится она 8 часов 20 минут, Татьяна проезжает почти 130 километров, так что ее с полным правом можно назвать “дальнобойщицей”. За рулем эта девушка уже 9 лет, последние два с половиной года работает на машине с рекламой “Народной”. Маршрут, по которому ежедневно “бегает” 55-й троллейбус, считается у ее коллег очень непростым из-за большого пассажиропотока (линии метро пролегают в стороне от его пути) и огромного потока машин. Приятным в своей работе Татьяна Антипорук называет качество дорог, по которым она ежедневно ездит, например, дорожное покрытие на улице Орловской было заменено меньше года назад.
— Почему выбрала эту профессию? — улыбается собеседница. — Меня всегда тянуло к технике, к дороге... Впервые за руль троллейбуса я села в 25 лет. До этого получила совсем другое образование — технолог по приготовлению пищи. А потом решила все же в жизни заниматься тем, к чему лежит душа — быть водителем.
Расцветка “народного” троллейбуса, как и всех прочих троллейбусов в городе, для посвященных говорит о многом. Так, фирменный цвет депо N 4 — именно желтый с красным. Синяя полоса означает, что машина “ночевать” отправляется в депо N 5 и т.д. Первая цифра “личного” номера троллейбуса тоже обозначает депо. Наш, “народный”, носит гордый номер 4157. Почему гордый? Если исходить из нумерологии, то, сложив все четыре цифры, мы получаем число “8”. В культуре многих стран это число считается счастливым и приносящим удачу. Да и две пятерки — номер маршрута — и по старой, и по новой системе школьных оценок — высший балл.
На профессиональном арго нас, пассажиров, водители троллейбусов метко прозвали “китайцами”. За то, что нас много, и из кабины водителя к середине смены мы все кажемся одинаковыми. Пассажиры, в свою очередь, окрестили троллейбус “резиновым видом транспорта”. Потому что влезть в него, если попросить всех, кто уже набился в салон, “вдохнуть”, может, кажется, пол-Минска. Правда, ехать в давке, где вас толкают и мнут другие страдальцы, не слишком-то приятно. Умом-то сочувствуешь бабульке с тремя мешками картошки и тачкой, плотно притиснутой к тебе толпой, или мамаше с вопящим малышом, колотящим ножками в твердых сандаликах в твою спину, но бока твои справедливо возмущаются. Впрочем, как-то мне довелось видеть, как в пригородный битком набитый автобус дедуля втащил на веревке... здоровенную козу. Так что в любой давке будьте благодарны, что ваш транспорт — не пригородный.
Разница в стоимости талонов на проезд в киосках на остановке и у водителя — ощутимая прибавка к зарплате последнего. Кондукторов в “народном” 55-м нет. А вот контролеры бывают, хотя и не слишком часто. Обычно при столкновении “контролер — пассажир” водитель занимает нейтральную позицию. Если напуганный приближением контроля “заяц” просит открыть переднюю дверь — бывает, водитель и откроет. Просит “заяц” по-быстрому продать талон — продаст. Но если уж вас поймали за безбилетный проезд, бесполезно призывать водителя в свидетели: “Скажите им, я зашел только на предыдущей остановке”. Вашу сторону он не примет. Пассажиры забывают, что водитель и сам имеет право контроля, правда, пользуется этим правом очень и очень редко. Кстати, узор компостера меняется раз в неделю специальной службой депо, чтобы “умники” не могли снова использовать пробитый талон.
У долгое время работающих на одном маршруте водителей постепенно появляются “постоянные клиенты”. По словам Татьяны Антипорук, заряд положительных эмоций дает ей доброе отношение пассажиров: многие здороваются с ней, помнят ее имя и отчество, а когда за рулем ее подменяет, к примеру, Галина, всегда спрашивают: а где “наша водитель”, что с ней случилось?
Я — постоянный пассажир “народного” троллейбуса. Почти каждый день я езжу на нем на работу, и обе водительницы узнают меня и всегда ждут, пока я, замешкавшись на светофоре, добегу до его дверей. Я, в свою очередь, тоже узнаю большую половину тех, кто каждое утро ездит в этом троллейбусе на работу и каждый вечер — домой. Пожалуй, гораздо больше, чем другие представители семейства столичного электротранспорта, троллейбус с рекламой “НГ” возит моих коллег-журналистов: маршрут его пролегает в обе стороны от Дома прессы. Больше, чем прочие, “народный” троллейбус перевозит младенцев и будущих мам: он шуршит шинами мимо седьмой клиники, детской больницы и роддома. Ранним воскресным утром возит он рыбаков, решивших порыбачить на Свислочи. Возит посетителей выставок одного из павильонов “Белэкспо”. В его салоне всегда много молодежи — молодые семьи с детьми, подростки и влюбленные парочки едут в парк Челюскинцев или “DREAMLAND”, подрастающее поколение спортсменов — на футбольный манеж или лыжероллерную трассу, студенты Академии искусств — на занятия или с занятий.
По словам Татьяны Антипорук, водителю далеко не безразлично, что написано на его машине. Троллейбус, на борта которого нанесена реклама, — это и дополнительный стимул, и дополнительная ответственность для водителя. Прохожие обращают гораздо больше внимания на такие машины. Кроме того, реклама всегда наносится на лучшие машины подвижного состава депо, и для работы на них выбираются лучшие водители.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter