С надеждой на победу. Посткоммунистические партии стран Восточной Европы сегодня.

21 год назад рухнул железный занавес. Страны «народной демократии» стали строить новую жизнь. Своим ориентиром они выбрали Запад с его системой парламентаризма. Именно она в конце 1980-х – начале 1990-х и легла в основу политической системы всех стран региона. На первых порах к власти в них пришли либералы и правые, преследуемые до «бархатных революций» правящими режимами. Поэтому, взяв власть в руки, они приложили немало усилий для того, чтобы их прежние оппоненты были лишены поддержки в обществе и более не имели возможности вновь войти во власть.

Эта задача была не слишком трудной, поскольку восточноевропейское общество сильно разочаровалось в бессменно правивших на протяжении 40 лет режимах. В итоге, лишившись монополии на власть, они быстро пришли в упадок. В новой Европе им просто не нашлось места. Начало 90-х годов прошлого столетия стало для левых тяжелым периодом. Слово «коммунист» стало оскорбительным в большинстве стран региона, а сами партии распущены и запрещены.
Впрочем, печальная участь постигла лишь старых партийцев. Их более молодые и предприимчивые коллеги в новых условиях сумели быстро переориентироваться. Они скорректировали свои взгляды и сменили партийные цвета. Вместо традиционного красного цвета они выбрали  розовый – цвет социал-демократов. Так произошло почти во всех странах Восточной Европы, являющихся ныне членами ЕС, от Польши до Словении.
Сегодня это респектабельные партии, чьи депутаты заседают не только в местных национальных законодательных собраниях, но и в Европарламенте. Их лидеры, вышедшие из комсомольской среды, уже давно являются не только ответственными политиками, с которыми можно иметь дело, но и нередко становятся во главе своих стран. Причем руководят ими не хуже своих предшественников. Однако для того, чтобы произошло то, что 20 лет назад казалось абсолютно нереальным, им потребовалось пройти серьезный ребрендинг: отказаться от идей марксизма-ленинизма и приспособить свои политические программы под современные условия, освободившись при этом от тяжелого наследия прошлого. 
Ныне основные лозунги восточноевропейских левых те же, что и у их коллег на западе континента: борьба с бедностью и создание государства всеобщего благоденствия, формирование сильного сплоченного гражданского общества, модернизация своих стран и стремление к повышению в них уровня жизни, всеобщее равенство и равный для всех доступ к услугам здравоохранения и образования. В экономической сфере они выступают за вмешательство в рыночную экономику, частичную национализацию, повышение пенсий и социальных выплат, введение прогрессивного налога на доходы физических лиц. 
Естественно, что эти простые и понятные лозунги привлекают теперь не только традиционно голосующий за левых рабочий класс, но и часть мелкой и средней буржуазии. Поддерживает левых часть творческой интеллигенции. Рост популярности социалистов объясняется также и тем, что болезненные экономические реформы, проведенные в начале 90-х годов демократами, рост безработицы привели к разочарованию в обществе. Усилилась ностальгия по старым временам и прежнему порядку. 
Главной причиной этого явления стало то, что правые так и не сумели обуздать коррупцию. Многие простые граждане сочли, что в их странах не только ничего не поменялось, но и стало еще хуже. Ведь ранее государство усиленно опекало своих граждан, а в условиях рыночной экономики было вынуждено существенно урезать расходы на социальные нужды, предоставив граждан самим себе.
Отстраненные от власти социалисты предложили разочарованному обществу доступные и понятные лозунги. Как итог, уже в середине 1990-х они получили большинство мест в национальных собраниях и возглавили свои страны. Естественно, что ни о каком возврате к прошлому речи уже не шло. В большинстве стран к тому времени были успешно проведены непопулярные реформы, груз ответственности за которые лег на плечи правых. Левым оставалось лишь грамотно пользоваться достигнутыми результатами.
К тому же в их пользу изменилась и внешнеполитическая ситуация. Весной 2004 года большинство стран Восточной Европы присоединились к ЕС. В них потекли западные инвестиции, а жители региона получили возможность отправиться на заработки в более благополучные государства старого света. Уверенно рос ВВП, вместе с которым увеличивалось и благосостояние граждан. Они продолжали голосовать за левых, отодвинув в ряде стран региона правых на вторые роли.
Коренным образом ситуация изменилась после начала мирового финансового кризиса 2008 года. Левые постепенно начали сдавать свои позиции. Парламентские и президентские выборы, прошедшие в государствах региона в минувшие с того времени 2,5 года, свидетельствовали о падении их авторитета.
Наибольший урон понесла Венгерская социалистическая партия. По результатам выборов в апреле 2010 года она была отстранена от власти, получив в местном парламенте лишь несколько десятков кресел вместо прежних почти 200. В Словакии не смог вновь возглавить правительство страны и лидер левопопулистской словацкой партии «Смер» Роберт Фицо. Хотя руководимое им движение и набрало больше всех голосов, его конкуренты сумели сформировать правящую коалицию без него. А Словацкая коммунистическая партия даже не смогла пройти в парламент, так как уровень ее популярности в народе крайне низок. Этого, однако, не скажешь о коммунистах в соседней Чехии. Там Коммунистическая партия Чехии и Моравии традиционно проходит в местный парламент с 13–15 процентов голосов. Однако вступать в коалицию с красными никто не решается. Слишком силен их негативный имидж, связанный с событиями прошлого. Поэтому шанс коммунистов возглавить страну равен нулю. Кроме того, с годами  уменьшается их поддержка и со стороны населения. Обычно за них голосуют пожилые люди, заставшие социалистические времена. Новыми сторонниками партия не прирастает. На выборах в начале лета минувшего года она уже потеряла несколько процентов голосов.
Традиционно слабы позиции левых и в главной противнице коммунизма в Восточной Европе – Польше. Объединение «Союз демократических левых сил» – не прямой, но все же наследник ПОРП – на последних парламентских выборах, прошедших в 2007 году, получило 13 процентов голосов избирателей. Незадолго до президентских выборов в этой стране в июне 2010 года единый кандидат социалистов Ежи Шмайдзиньский погиб в авиакатастрофе под Смоленском. Занявший его место Гжегож Наперальский занял лишь третье место, получив те же 13 процентов голосов. Более успешным был второй президент Польши Александр Квасьневский. Этот выходец из ПОРП находился у власти два срока – с 1995 по 2005 год, однако согласно польскому законодательству выдвигать свою кандидатуру на третий срок он уже не имеет права.
Пошатнулись после кризиса и позиции болгарских социалистов. На парламентских выборах летом 2009 года они показали худшие за всю историю партии результаты.
Иная ситуация сложилась в соседней Румынии. Там местные социал-демократы, являющиеся косвенными наследниками румынских коммунистов, на парламентских выборах в конце 2008 года заняли второе место, войдя в правящую коалицию с консерваторами на правах младшего партнера. На президентских выборах, состоявшихся спустя год после парламентских, их лидер Мирча Джоанэ набрал лишь на 1 процент меньше голосов, чем идущий на второй срок Траян Бэсеску.
Уютнее же всех сегодня на восточноевропейском пространстве чувствуют себя социал-демократы Словении. Они ведут свои корни от расформированного в 1989 году Союза коммунистов Словении. Несмотря на кризис, именно осенью 2008 года им удалось выиграть парламентские выборы, а их лидеру Боруту Пахору – стать премьер-министром страны.
Общественная и политическая трансформация стран Восточной Европы, прошедшая в последние 20 лет, позволила им повысить не только уровень жизни своих граждан, но и создать довольно устойчивую политическую систему. При ней к власти попеременно приходят то правые, то левые партии. Последние сумели изжить в себе многие негативные черты своих предшественниц и уверенно смотреть в будущее. С надеждой на грядущие победы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter