С начала года в столичное Центральное РУВД обратилось более 300 жертв кибермошенников

За почти одиннадцать месяцев этого года в Центральное РУВД города Минска обратилось более 300 жертв кибермошенников. Об этом корреспонденту sb.by рассказал начальник отделения по противодействию киберпреступности Центрального РУВД Минска Юрий Лукашевич. К слову, это подразделение сегодня отмечает двадцатилетие.

Иллюстративное фото

Звонки «банковских» работников все еще остаются одним из самых частых виртуальных преступлений. Далее идут торговые площадки, сайты знакомств, различные разводы в социальных сетях. Каждый год количество киберкраж увеличивается и денежные потери людей растут.

– Мы постоянно говорим о том, излишнее недоверие может уберечь ваши деньги, – говорит Юрий Лукашевич. – Тем не менее, люди уверены, что с ними точно ничего не может произойти. И эта уверенность в итоге играет с ними злую шутку.

«Боль» правоохранителей – звонки «банкиров», которые берут на людей кредиты. Только вот если раньше просили данные карт, то теперь хотят код, пришедший на телефон. Звонки идут с белорусских номеров. Началось это летом.  Дело в том, что преступники научились взламывать Viber белорусов…

– Когда мошенник получает доступ в Viber пользователя, от его имени он начинает отправлять в группы сообщения со ссылкой и текстом, побуждающим кликнуть по этой ссылке, – рассказывает правоохранитель. – Люди, думая, что просьба исходит от родственника, коллеги, знакомого переходят по ней. Дальше их просят нажать «разрешить». Они нажимают и тем самым дают посторонним доступ в свой аккаунт. Мошенники блокируют истинного владельца. И дальше с его номера совершают звонки жертвам или от нового пользователя отправляют ссылку в чаты, чтобы получить больше аккаунтов для своих афер.

Конечно, вернуть свой мессенджер можно. Нужно его переустановить: пройти еще раз регистрацию, получить СМС на телефон. Тогда все вернется на круги своя.

Еще одна мошенническая схема, с которой борются правоохранители – фишинг. Свежий случай: 62-летний минчанин на торговой площадке решил продать автозапчасти. Сразу нашелся покупатель, предложил отправить имущество курьерской доставкой. Скинул продавцу ссылку, где нужно было ввести данные карты. Мужчина ввел – моментально лишился 3600 рублей.

– Существует похожая схема и на сайтах знакомств, – отметил Юрий Лукашевич. – Мошенники от имени девушек знакомятся с мужчинами, а после предлагают сходить в кино либо в театр, далее сбрасывают фишинговую ссылку для покупки билетов, где нужно ввести банковские данные своей карты.

Обитают мошенники и в социальных сетях. В Центральное РУВД обратилось двое минчан, которые прошли опрос в Instagram и Facebook и лишились денег. В первом случае 9 тысяч рублей, во втором – 21 тысяча рублей. «Выиграй до 100 000 рублей за прохождение опроса» – так звучало обещание на рекламном объявлении.

– Текст и картинка в рекламе может быть разной, однако используется логотип банка и его фирменные цвета, – обращает внимание Юрий Лукашевич. – После того, как человек прошел опрос, его перенаправляют на фишинговую страницу якобы банка, где необходимо ввести пароль для входа в личный кабинет, а также код, который пришел на телефон. После ввода кода мошенники списывают денежные средства с карты, а также могут оформить заявку на кредит. По этой схеме денег лишились 20 жителей Центрального района.

Фото: pexels.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter