Что случилось с белорусским баскетболом за последние 23 года?

С мячами на выход

О белорусском баскетболе 23 года назад говорили радостно, эмоционально бросаясь восторженными лозунгами. Мечтали, что скоро придут времена, когда под нашу могучую пяту попадут и Югославия (тогда еще не раздробленная на кучу мелких осколков страна), и Литва, и Россия, а, может быть, даже США со всей ее пресловутой махиной талантов с названием “дрим тим”. Для таких дерзновенных мечтаний, надо признать, были основания: молодежная сборная Беларуси на первенстве Европы в Любляне не просто выступила достойно, а сенсационно стала победительницей! Ни до ни после этого в игровых видах спорта ничего подобного с белорусскими командами не случалось. Так что вполне можно простить болельщикам их смелые фантазии, в которых Егор Мещеряков виделся Скотти Пипеном, Руслан Бойдаков — Майклом Джорджаном, Андрей Кривонос — Реджи Миллером, а Александр Куль — могучим Адмиралом Робинсоном...

А нынче времена другие. Позавчера мужская молодежная сборная Беларуси (ровесники тех героев) завершила выступление на групповом этапе континентального форума в дивизионе “B” (вторая лига), потерпев поражение от никогда не блиставших в баскетболе (это же не хоккей!) финнов. Счет, признаться, вводит в легкий ступор — 68:113.

Сборная Беларуси — чемпионы Европы 1994 года.

Отлистывая назад страницы, исписанные мелким почерком истории, до сих пор удивляешься резвой прыти той молодой и задорной команды. В решающем матче группового этапа обыграли французов. Да не просто обыграли — уничтожили: 79:57! А ведь ставка была больше чем жизнь — победитель проходил дальше, проигравший отправлялся домой. О наших ребятах никто ничего не знал, тогда как большая часть французской сборной уже была на карандаше у скаутов топ-клубов Европы, а то и НБА (Тарик Абдул-Вахад в итоге провел в сильнейшей лиге мира немало классных сезонов!). Но Беларусь не дрогнула. А в полуфинале убрали с дороги еще и испанцев. Это тоже был не матч, а настоящая сага. Эпопея. Первая половина, казалось, решила все: 44:24 в пользу Испании. Но вторую часть рысаки Александра Борисова пробежали так, что испанцы ахнуть не успели — 45:23 и итоговые 68:67 в нашу пользу! И финал. Это было 10 июля 1994 года. В этот день в Беларуси состоялись первые президентские выборы, а в Любляне наша команда победила сборную Италии — 96:91. Беларусь стала чемпионом Европы. Но продолжения, увы, не последовало: игроки разлетелись кто куда, чтобы больше никогда не собраться вместе. Обидно это сознавать, но самое талантливое поколение среди всех белорусских игровиков так и осталось нереализованным.

Центровой той команды Александр Куль — один из самых колоритных белорусских баскетболистов. Из тех, что были, есть и будут. Родом из деревеньки Боровка, что в трех километрах от Верхнедвинска. В третьем-четвертом классе он не отличался ростом от взрослых, что было очень необычным зрелищем и вызывало насмешки со стороны сверстников. “Были такие моменты, когда без преувеличения я сражался против всей школы, — вспоминает Саша, — все собирались, забрасывали меня снежками, вы же знаете, дети жестоки”.

— А как ты попал в баскетбол?

— Меня заметил учитель физкультуры. Вернее, практикант. Парень сам играл, потом окончил ИФК и прибыл к нам на практику. Позвонил своему тренеру в Гомельскую область, но туда меня не отпустили. Забрали в Витебск к тренеру Дмитрию Рыбакову. Спросили: не хочешь, парень, попробовать? Я хотел. Хотя был совершенно неспортивным мальчишкой. Во дворе, когда в футбол играли, меня никто не хотел брать в свою команду — бесполезный груз. На ворота если только ставили, то с расчетом, что вдруг в такого верзилу мяч случайно угодит... И вот из этого материала, представь себе, тренерам удалось что-то слепить! В 1990 году я переехал в минский РУОР и был к тому моменту 202 сантиметра ростом. В 15 лет. Худой, правда, как тростинка, — ветром по сторонам гоняло.

Когда Куль сегодня где-то появляется, тут же собирает на себе взгляды всех присутствующих. Просто потому, что заполняет все пространство: рост — 213, вес — далеко за центнер. Человек-гора.

— Вы хоть собираетесь иногда вместе чемпионским составом?

— На 10 лет встретились. На 20 уже не смогли. Некоторых участников той победы в живых уж нет — время безжалостно.

Александр Куль из тех времен, когда баскетболисты были действительно большими. Рядом с Гулливером — я.

Мы смотрим на победное фото, и Саша озвучивает судьбы чемпионов.

— Верхний ряд слева направо. Егор Мещеряков — нынче спортивный директор клуба “Цмокi”, заместитель председателя Белорусской федерации баскетбола, владелец собственной частной школы баскетбола. Руслан Бойдаков до недавнего времени был тренером в Витебске. Сейчас отошел от дел. Александр Куль. Работаю тренером по общефизической подготовке в клубе “Цмокi”. Андрей Свиридов — актер. Снимался в Голливуде и в России. Его вы могли видеть во многих ролях, но наиболее запоминающейся оказалась работа в сериале “Универ”. Да-да, тот самый громила Гена. Алексей Ольшевский. Последнее, что о нем слышал, тренировал детишек в Польше. Средний ряд — Анатолий Шавейко. Доктор и массажист в одном лице. Трудится в польских клубах. Далее — три местных волонтера и Александр Бондарь — руководитель делегации. Увы, его нет в живых. Александр Борисов — наш главный тренер. Сан Саныч на пенсии. Александр Лобажевич живет во Франции. Михаил Тайц (второй тренер), который собрал большинство из этой команды и взрастил, увы, уже умер. Нижний ряд — Александр Родионов. Саша тоже ушел из жизни. Очень рано, в 39 лет. Андрей Кривонос до недавнего времени был главным в “Цмоках”, потом помощником главного. Сейчас — в поисках работы. Геннадий Кузнецов тренирует в Украине. А вот и наш рыжий — Дмитрий Кузьмин. Он единственный, кто до сих пор в строю, — играет за “Гродно-93”! Алексей Пынтиков, пожалуй, самый востребованный человек в белорусском баскетболе: тренирует и мужчин, и женщин, а также великолепно комментирует баскетбол на телевидении. Олег Юшкин возглавляет клуб “Одесса”, а также недавно выиграл со сборной Украины в баскетболе 3х3 медали европейского первенства.

Сам Куль после победного чемпионата Европы уехал в США, где 4 года отучился в Университете Джорджа Вашингтона, выступая за студенческую сборную. Говорили о его неплохих шансах попасть в НБА, но, увы, не сложилось. Потом были 3 года в Турции, еще 3 — в Польше, 2 — в Греции, Кипр и завершение карьеры в Беларуси. В 36 ему сказали: хватит, хотя сам Саша чувствовал в себе силы поиграть еще. Но пришлось переквалифицироваться. Кстати, это именно Куль виновник переименования команды “Минск-2006” в “Цмокi”. Под этим именем команда выступает уже много лет и знакома большинству болельщиков далеко за пределами Беларуси.

— Представляю, как ты пришел с этой идеей на утверждение к большим начальникам. Пальцем у виска не крутили? Не говорили — какие “цмокі”, зачем “цмокі”, кого “цмокі”, куда “цмокі”?

— Пришлось через это пройти. Я и сам недели три думал, тот ли это вариант, привыкал к нему. Зато сейчас все знают, что “Цмокi” — это не только баскетбольный клуб, но и наш исконный мифологический дракон.

— Взлетят твои “Цмокi” в этом сезоне или опять только крыльями шелестеть будут?

— Давай не будем спешить и делать прогнозы. Знаешь, как американцы говорят: мы перейдем этот мост, когда к нему подойдем.

Америка оставила яркий след в его жизни. И неудивительно. Все, кто сталкивался с американским баскетболом более или менее плотно, не оставались к нему равнодушными. И я, к слову, не исключение. Довелось на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро посетить четвертьфинальный поединок баскетбольного турнира мужчин США — Аргентина. 12 лет назад на Играх в Афинах молодые и задорные аргентинцы сотворили чудо на площадке, одолев в полуфинале американскую “дрим тим” со счетом 89:81, и стали затем чемпионами. Баскетбольная Аргентина расцветала в тот период сонмищем мегаталантов: Луис Скола, Карлос Дельфино, Андрес Ночиони и, конечно, Ману Джинобили! Я перечисляю эти фамилии и снова грущу о наших чемпионах, разбившихся надеждах и несбывшихся мечтах. Аксакалы аргентинской команды солировали и в Рио. В отличие от Штатов, где были собраны молодые волки: Кевин Дюрант, Джимми Батлер, Кайри Ирвинг, Клей Томпсон... Просто для того, чтобы взглянуть на этих кудесников, народ валил во дворец валом, свободных мест не было ни в довольно просторной ложе прессы, ни на трибунах вообще: люди делали селфи, писали видео на телефоны — в общем, фиксировали себя на фоне истории. “Дрим тим” оправдывала надежды и делала шоу: на тренировку парни выходили в белоснежных костюмах под бодрый рэп, а на площадке номер не отбывали — рубились от души, не забывая баловать зрителей элементами ультра-си. В общем, красавчики.

— Слушай, а нельзя ли всю эту американскую баскетбольную систему взять и пересадить на нашу землю?

— Можно. Только не прорастет. Условия не те. Там ведь десятилетиями структура выстраивалась, обкатывалась, все винтики на своем месте, все шестеренки. Продумано до мелочей. В каждом вузе — баскетбольная команда. Только студенческих лиг в США — три! В первом дивизионе — 300 с гаком команд! И каждая бьется за то, чтобы попасть в так называемое мартовское безумие: матчи на выбывание, в которых за титул чемпионов сражаются 64 лучших коллектива! Ты можешь себе такое представить у нас? Это нереально круто — золотые перстни от своего университета получает каждый, кто сумел пробиться в эту мясорубку. А уж кто победил, вообще короли!

— У нас тоже можно декана каждого вуза обязать иметь баскетбольную команду.

— А им это нужно? Это не должно быть из-под палки, а исключительно ради удовольствия и, конечно, для выгоды. В США баскетбол, в том числе и студенческий, — это неразрывная цепочка заинтересованных лиц, где каждое звено отвечает за свою делянку: игры, учеба, маркетинг, тренировки, шоу, телевидение и так далее и тому подобное.

Так в США выглядит студенческий баскетбол.

— Но у нас ведь есть любительская лига. Там тоже немало команд и, по отзывам, — неплохой уровень организации и игры.

— Я видел несколько матчей. Кое-чему в этой лиге можно поучиться и чемпионат у страны. Кстати, я даже слышал, что есть мысль объединить этот любительский турнир с профессиональным первенством. Думаю, от такого решения была бы обоюдная польза.

С тех пор, как поколение чемпионов 1994 года сошло с баскетбольной орбиты, мужская сборная Беларуси влачит жалкое существование, о больших победах даже не мечтая. Почему так случилось? Ведь таланты в стране есть. Да и популярностью у населения эта игра пользуется немалой.

— На стыке веков в белорусском баскетболе совершенно не уделяли внимание детским школам. Мы профукали целое поколение. А, может, и не одно. И теперь нужно ждать, пока вырастет новое. Те дети, которые идут в баскетбол и занимаются им сейчас. Благо теперь внимания их развитию уделяется гораздо больше. На днях, например, я был экспертом в детском лагере. В США проведение таких тренинг-кемпов — это уже классика, а у нас только начинает развиваться. Многие детские тренеры снимали наши упражнения на видео, чтобы потом использовать их в своей практике. Это все шаги в правильном направлении. Осталось только сделать их регулярными, добавить в баскетбол массовости и тогда, быть может, о чемпионском 1994-м мы вспомним в другой тональности: мол, подросла смена, которой можно гордиться и которая задвинет, наконец, на задний план этих старичков-динозавров...


s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter