Зачем Вера Солдатова выкупила бывшую усадьбу Раевских и какие перспективы оцененного в минималку клуба

С молотка в хорошие руки

В КАЖДОЙ деревне найдется хотя бы одно заброшенное здание. И чем дальше уезжаешь от райцентра в глубинку, тем больше их обнаруживается.  Когда-то это были переполненные клубы, библиотеки, детские сады... Известно, что в Гродненской области на торги выставлено 142 таких вот ненужных объекта коммунальной собственности. Больше разве что в Брестской — 144. Всего в стране около трех тысяч неиспользуемых зданий, которые до конца года необходимо вовлечь в хозоборот, и еще 750 — снести.

Время не пощадило усадьбу Раевских в деревне Райца

Корреспондент «СГ» на примере Кореличского района попыталась разобраться, есть ли шанс на вторую жизнь там, где ветер гуляет в разбитых окнах, и все ли гладко у тех, кто покупает имущество с молотка. 

ПОЯВЛЕНИЕ пустующих зданий вполне объективный процесс, убеждает меня заместитель председателя райисполкома по экономике Игорь Лазаревич. В первую очередь касается он деревень, где население стареет, а численность проживающих стремительно уменьшается. В результате некогда необходимые социальные объекты становятся невостребованными. Не от хорошей жизни закрывают их в районе, содержать очень дорого.  Но и пустовать зданиям  нельзя: в хозоборот вовлекать нужно любыми способами. Так и объекты сохраняются, и в какой-то степени улучшается экономика. Ведь любое производство, пусть даже небольшое, — это новые рабочие места, финансовые поступления в бюджет, а для некоторых — возможность начать дело с минимальными затратами. 

Легко лишь на первый взгляд. Покупателей зачастую отпугивает слишком высокая цена. Игорь Романович лишь руками разводит: мол, ничего не поделаешь, оценивает имущество независимый оценщик — вот откуда у цены ноги растут. Только кто купит задорого здание на отшибе?

Есть объекты в весьма привлекательных местах, а покупателя все нет и нет, — противоречит моим мыслям Игорь Лазаревич. — Сейчас пытаемся продать бывший клуб в деревне Большая Медвядка. От нее до Мира с его знаменитым замком — рукой подать. А покупатели все равно не рвутся. Возможно, дело в цене — свыше тридцати тысяч рублей. А может, в чем-то другом.

Несмотря на все трудности, Вера СОЛДАТОВА довольна своим приобретением

Высокая цена — одна из причин отсутствия покупателей. За последние семь лет ни разу не удалось продать здание за полную стоимость. Как правило, аукцион приходилось проводить повторно, потом еще и еще. И с каждым последующим разом цена становилась все меньше и меньше. Минус двадцать, минус пятьдесят, минус восемьдесят процентов — примерно за год с первоначально заявленных нескольких тысяч стоимость сдувалась до одной базовой. Но и такая цена не всегда прельщает. Хотя были случаи, когда на здание за одну базовую претендовали несколько человек, и в результате торгов стоимость вырастала в разы.

ЕСТЬ хитрый нюанс относительно объектов, которые уходят с молотка за одну базовую. Известно, что участвуют в аукционах только юрлица. Но если первый аукцион, где цена здания равнялась одной базовой, оказался безуспешным, то на повторные торги вход открыт и для физлиц, которые могут приобрести постройку в том числе и под жилой дом. В принципе, такие примеры в Кореличском районе уже есть — объекты выкуплены в Синявской Слободе и Погорелке. Понятное дело, что одним косметическим ремонтом не обойдешься — потребуется гораздо больше финансовых и физических усилий, так как годы простоя дают о себе знать. Например, бывший клуб в Синявской Слободе сыну Николая Карпа, новому владельцу, и вовсе пришлось снести, так как он оказался аварийным. Бревна раздали местным жителям, а сами простроили уютную дачу в привлекательном месте. В этом же населенном пункте Татьяна Мартысевич приобрела здание ФАПа. В общем-то, в добротном состоянии, лишь кровлю починить нужно. Сейчас здесь идут ремонтные работы: обшивают стены современным материалом, меняют окна. Правда, продвигается все медленно — ремонт требует серьезных затрат. 

Клуб в Погорелке купила Вера Маклюк и осталась довольна. «Здание добротное, кирпичное. Только крыша протекает в нескольких местах. Но разве это проблема, когда есть стены? Строить с нуля не надо — и то хорошо. Денег у меня не с избытком, но дом и участок постепенно приведу в порядок», — рассуждает женщина. У Веры Сергеевны нет своего жилья. Поэтому она была рада любой возможности обзавестись собственным углом и осуществить давнюю мечту о домике с окнами в сад. Теперь останется дело за малым — довести ремонт и перевод здания в разряд жилых помещений.

Пока в доме идет ремонт, импровизированный музей расположился в маленькой комнатке

Кстати, за 7 лет в районе продано 13 объектов. Из них восемь — за одну базовую. На торги покупатели приходят с готовыми бизнес-планами, обещают, что всего через пару-тройку лет бывшие библиотеки, ФАПы, клубы, детские сады станут офисами, гостиницами, агроусадьбами, СТО, пунктами общественного питания, магазинами, парикмахерскими. Но если недооценить свои силы изначально, можно попасть в весьма щекотливое положение. Нужно быть готовым к тому, что на ремонт и переоборудование уйдет масса сил и денег. К тому же, приобретая здание практически задаром, покупатель в довесок, «по акции», должен выполнить ряд обязательств. А если не справится — объект в судебном порядке изымут, да еще штрафом наградят.

— Для объектов за базовую действуют специальные условия продажи, — объясняет Игорь Романович. — Здания необходимо вовлечь в хозяйственный оборот в течение трех лет. И еще пять лет дается на то, чтобы осуществлять там деятельность. Все эти восемь лет участок с постройкой нельзя ни продавать, ни отчуждать. Такой большой срок неспроста: большинство объектов продается в неприглядном состоянии, и нужно время, чтобы их облагородить и привести в порядок. 

Свои правила и требования установлены и для физлиц. У них есть только два года с момента заключения договора на реконструкцию имущества под жилые помещения или для ведения личного подсобного хозяйства. Также покупатель обязан перевести здание в разряд жилых, как того требует законодательство. Пока не будут выполнены настоящие условия, продавать имущество запрещено. 

Интересно, такое радикальное понижение цены оправданно?! А может, лучше дождаться своего покупателя, который заплатит любую цену? В противном случае здания станут выкупать все кому не лень.

— Нам бы хоть как-то их продать. Даже на аукцион эти здания выставляем без оговорок на конкретный вид деятельности. Что скрывать, если оно не разрушится от времени, то быстро приобретет статус пристанища для бомжей. Так, гляди, и до пожара недалеко. А ведь там и электричество подведено, и отопление есть — приходи и работай, — сетует зампред. 

ВЕРА Солдатова, которой досталась бывшая усадьба Раевских в деревне Райца, уже вложила двадцать тысяч долларов и говорит, если нолик добавить, то, возможно, и сможет завершить ремонт. Пока что много средств уходит на реставрацию дома, а кое-где приходится даже заменять прогнившие бревна в стенах, не говоря уже о внутренней отделке. Да и чему удивляться, ведь первое упоминание об усадьбе датируется 1813 годом. До прихода новой владелицы у здания на протяжении многих лет так и не было настоящего хозяина. 

Сейчас дом разделен на две части — жилую и выставочную. Первая — более современная, с пластиковыми окнами, приспособленная для проживания, а вторая сохранит дух ушедшей эпохи. В скором времени там откроется музей соломки и картинная галерея с портретами бывших владельцев поместья. Картины будут рисовать самостоятельно. Муж Веры Солдатовой — мастер иконописи. Пишет иконы по старинному методу: растирает камень в пыль, добавляет желток, квас, природные красители — такая краска и через сто лет не испортится. Сама хозяйка увлекается соломоплетением. В свое время ее соломенный зубр улетел в Венесуэлу вместе с Уго Чавесом, а для Хиллари Клинтон она сплела соломенную шляпку.

Пока что коллекция экспонатов ютится в небольшом зале. Это изделия из соломки, предметы белорусского быта, элементы современной культуры. Но, несмотря на скромность, уже сейчас в будущий музей тянутся люди. Просят провести экскурсию, рассказать, показать. Денег Солдатова не берет. И утверждает, что старается уделить внимание каждому посетителю. 

ПОНЯТНОЕ дело, из нескольких частных примеров общую картину нарисовать сложно. Ведь запросы и возможности у каждого разные: кто-то довольствуется малым, а кто-то на достигнутом останавливаться не собирается. Поэтому у одних дела спорятся, а у других растягиваются на долгие годы — истощается и кошелек, и энтузиазм. В результате здание приходит в еще большее запустение, а громкие проекты так и остаются красивыми словами на бумаге. Но это совсем другая история, которая зачастую возникает, когда пытаются спихнуть проблемы с больной головы на здоровую. Там, где заинтересованы в поисках хозяев, дела сдвигаются с мертвой точки. Например, в том же Кореличском районе, где ненужных зданий попросту нет — практически все уже распроданы. 

syritskaya@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter