С миру по сувениру

Как выбрать изделие настоящего белорусского промысла?
Как выбрать изделие настоящего белорусского промысла?

— Девушка, возьмите визитку, — мне протягивается карточка с изображением миниатюрных корзинок и домика. — В свободное время плету из лозы и орешника. Могу и вам сделать что–нибудь на заказ...

Деловое предложение от мастера я получила не на выставке или в магазине, а... на улице. Работы на фото выглядели неплохо, но на оригинальность не претендовали. Впрочем, ведь и в салонах, где продаются изделия народных промыслов, при кажущемся разнообразии выбрать вещь по душе и по карману не всегда получается. Кстати, иностранцы, особо не вникая в тонкости белорусского национального колорита, и в Минске охотно покупают тех же матрешек, расписные черные платки — исконно русские сувениры. А что может перетянуть их внимание? В отличие от соседей с их пресловутой гжелью и хохломой, а еще вологодским кружевом, палехскими миниатюрами, жостовскими подносами и дымковской игрушкой у нас с ходу вспоминаются лишь слуцкие пояса, да и то, как выяснилось, не совсем кстати.

Жаль, но не гжель

— В России народные художественные ремесла превратились со временем в высокоразвитые промыслы с выходом на рынок, — поясняет доктор искусствоведения, профессор, председатель Белорусского союза мастеров народного творчества Евгений Сахута. — Сложились, скажем, центры гжельской керамики или жостовской росписи. У нас своя история развития. Аналогичных центров, по большому счету, так и не появилось, ремесла бытовали преимущественно в виде домашнего производства. Женщины ткали, мужчины занимались деревообработкой. Исключением в начале XX века было лишь гончарное дело, некоторые виды росписи и лозоплетение. Гончарные центры, коих насчитывалось около 300, объединяли по 100 — 200 человек. Сейчас, к слову, один из немногих остался в деревне Городная в Столинском районе, где несколько мастеров обучают детвору и молодежь гончарному ремеслу.

К счастью, еще в 1960–х годах стали открываться предприятия художественных промыслов. Правда, без связи с конкретными, в прошлом известными народными центрами ремесел. Лишь Ивенецкая фабрика художественной керамики была создана на базе старинного гончарного цеха. Некоторые традиционные центры народных ремесел продолжили свою жизнь в качестве филиалов предприятий. Пинская фабрика художественных изделий организовала цех ткачей, привлекая мастериц из деревни Мотоль на Полесье, где находился старинный центр ткачества. Слуцкая — стала развивать то же ткачество, существовавшее в соседних деревнях. Гомельская фабрика художественных изделий собрала мастеров из славящейся рушниками деревни Неглюбка.

Лоза с шипами

Нынче сувениры с национальным колоритом мастера изготавливают и в одиночку, и целыми цехами на фабриках. Допустим, в государственном производственно–торговом объединении «Белхудожпромыслы», куда вошло более двух десятков предприятий, вот уже почти полстолетия, как ткут, плетут, шьют и лепят все новые вариации хорошо известных изделий народных промыслов, таких, например, как льняные куклы, деревянные зубры или расписные красавицы матрешки. Пару лет назад были восстановлены художественные лаборатории, где специалисты создают экспериментальные образцы. Предложений всегда поступает много, а экспертный совет решает, есть ли среди них стоящие. Производство расширяется, но при этом более 200 штук одного и того же сувенира здесь не делают принципиально. Правда, для творческой натуры некоторых умельцев и вторая копия в тягость, каждую вещь они стремятся сделать в единственном экземпляре.

— Уникальные произведения нередко на фабрике превращаются в поточную продукцию, — рассуждает Евгений Сахута, — хотя были сделаны и не на станках. Можно ли говорить об их уникальности? Мастерам, которые не хотят жертвовать творческой и экономической свободой, мы помогаем чем можем, занимаясь параллельно возрождением ремесел. Но вот поспособствовать с продажей, к сожалению, не в наших силах. Если бы и собрались организовать салон–магазин, из этого ничего бы не получилось, слишком высоки налоги. Зато организуем ярмарки, нас приглашают на дни города. И некоторые магазины охотно принимают работы наших мастеров.

Сувениры «Белхудожпромыслов», по словам директора Виктора Лобачевского, продают в фирменных магазинах, поставляют в Россию, Украину, страны Балтии и готовят под заказ для заинтересованных, в частности правительственных, организаций. Но серьезной проблемой пока остается нехватка оборотных средств. В какой–то степени помогает централизованное финансирование. Бизнес–планы предприятий рассматриваются в объединении, затем — в Управлении делами Президента. И под наиболее интересные новые проекты из специальных фондов выделяются деньги. И все же ручной труд, приносящий за границей немалую прибыль, у нас оплачивается достаточно скромно. Возможно, поэтому даже тесные взаимоотношения объединения с Витебским и Гродненским технологическими колледжами, учебными заведениями Могилева и Бобруйска не гарантируют того, что молодежь предпочтет остаться работать на одном из них. Однако и перейти на полную механизацию, сократив число рабочих мест, невозможно, иначе аутентичные изделия превратятся в ширпотреб, потеряв колорит и своеобразие.

Поделки без подделки

Промышленные товары одинаковы во всем мире, а народные промыслы уникальны. Настоящий белорусский сувенир — это...

Золотая соломка

Для соблюдения ритуалов плели венки, снопы, фигурки человека и животных. Расцвета ремесло достигло в конце XVIII — начале XIX века, когда были созданы на Полесье знаменитые царские врата (несохранившиеся плетеные соломенные иконостасы, распространенные лишь в Беларуси). Практически каждый крестьянин мог сплести емкость для продуктов или шляпу. А соломенные пауки, прародители модных нынче объемных конструкций для украшения интерьеров, служили в избах оберегами от злых сил. Иностранцы с большим удовольствием увозят с собой хрупкие золотистые сувениры: цветы, шкатулки, шляпы, вазы, панно, женские украшения, фигурки человечков.

Ус лозовый, залихватский

Мода на «этно» сделала популярной и посуду из лозы: корзины, сухарницы, фруктовницы, хлебницы, подносы, ложки, блюда, панно и кашпо. Этому народному промыслу не одна сотня лет. Раньше из лозы мастерили стены помещений и заборы, мебель, емкости для ягод и грибов. В Беларуси около двух десятков разновидностей лозы. Побеги краснотала и чернотала, ракиты, ивы имеют свои нюансы и цветовые оттенки. Особенно красива красная полоцкая лоза. Молоденькие стебли после варки очень эластичны и не ломаются при сгибании. Плетут изделия из очищенного прута и верболоза различными узорами: простым, ажурным, косичкой.

Мозаика: легкое мерцание

Соломка годится не только для плетения. В Жлобине мастера достигают драгоценного мерцания иным способом. Они наклеивают нарезанные квадратиками, ромбиками и прямоугольниками кусочки разглаженных соломинок на поверхность шкатулок, рамок, панно, ларчиков в виде орнамента или тематического изображения и покрывают сверху бесцветным лаком. Зарождалось искусство аппликации как домашнее ремесло. Деревянные шкатулки, табакерки, пасхальные яйца и детские игрушки, настенные ковры разукрашивались узорами из соломки от белого до светло–коричневого цвета.

Керамика: блеск пышных форм

Самобытные школы керамики существовали в Могилеве, Мозыре, Ивенце, Ракове, Радошковичах, Пружанах, Клецке. В Пружанах изготавливали чернолощеную посуду в форме шара, цилиндра, конуса и украшали ее вертикальными и продольными полосами, ромбической сеткой, завитками и елочкой. У каждой школы свой почерк — формы рельефов и линий, способы лепки и росписи. До сих пор выполняются изделия ручным способом или на гончарном круге с ручной доработкой, а для выразительности покрываются восстановительной глазурью. В глиняной посуде, считалось, и молоко долго не киснет, и грибы с квашеной капустой хорошо хранятся, и тушеное мясо в глиняных горшочках вкуснее.

Мозырские медведи

Фрагменты глиняных игрушек были найдены при раскопках Пинска, Волковыска, Гродно, Минска в слоях XIII — XVI веков, когда получил распространение гончарный круг. Правда, их производство всегда было лишь дополнением к гончарному делу. Пока хозяин лепил посуду, хозяйка и дети мастерили свистульки. Традиции керамической игрушки и посуды продолжили на Мозырской фабрике художественных изделий, где выпускают фигурки забавных человечков и зверюшек. Чаще всего они, правда, не расписываются — выразительность достигается исключительно лепкой.

Неглюбские рушники

Рушниками пользовались в хозяйстве и применяли для обрядовых целей. В каждом селении и районе вырабатывался свой оригинальный стиль, колорит, орнамент. Рушники из деревни Неглюбка Ветковского района обрели добрую славу с середины XIX века. Они украшали божницу с иконами, входили в приданое невесты, а в день свадьбы вносились в дом жениха. Ткут их длиной до 8 метров, на льняной или хлопчатобумажной основе, добавляя нитки мулине, ирис, крашеную шерсть и шелк в красной, черной и белой цветовой гамме, используя более 20 мотивов и элементов орнаментов.

Слуцкие пояса

Пояса славянам стали известны еще в первом тысячелетии. Богатую символику они переняли у древних египтян и вавилонян и использовали в торжественных случаях и обрядах. Поясом перевязывали первый сноп, повивали новорожденных, дарили молодоженам. С ним были связаны разные приметы, поверья, заговоры и гадания. Правда, к началу XX века символика подзабылась и женские, мужские и детские пояса ничем друг от друга не отличались. На Слуцкой фабрике художественных изделий их производят и по сей день.

Выходит, своих сувениров с национальным колоритом в Беларуси достаточно. Если привлечь инвесторов и добавить к делу современную рекламу, то те же слуцкие пояса будут популярны не менее гжели.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter