С места — в карьер

На сегодня в стране остаются более 160 проблемных карьеров

В соответствии с поручениями главы государства и правительства программы по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов реализуются в Беларуси с 2002 года

Сегодня уже, наверное, немногие из нас помнят, как начиналась работа по наведению порядка на земле. Еще бы, более чем за десятилетие было сделано немало. Начиная с ликвидации свалок и заканчивая созданием мусороперерабатывающих заводов. А главное, пожалуй, то, что произошел перелом в человеческом сознании, когда бросить мусор мимо урны уже не получается. Чистота белорусских городов стала определенным «брендом», одной из главных отличительных черт, которыми гости из ближнего и дальнего зарубежья характеризуют нашу страну.

Но это совсем не означает, что на достигнутом можно остановиться. Тем более что есть проблемы, которые появлялись и будут появляться. Но не в связи с неумелым ведением дел, а по вполне оправданным причинам — как следствие хозяйственной деятельности человека. В частности, речь идет о карьерах, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых. 

Создал — устрани

С одной стороны, все просто: есть предприятие, которое карьер создает, оно же обязано, использовав данную территорию, ее рекультивировать. Это, поясняет начальник Управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Наталья Минченко, закреплено на законодательном уровне. В зависимости от масштаба нарушений предусмотрена административная или уголовная ответственность. И все же далеко не все руководствуются данным правилом. Так, в минувшем году по выявленным нарушениям природоохранного законодательства в части эксплуатации внутрихозяйственных карьеров территориальными органами Минприроды было составлено 119 протоколов на общую сумму штрафов более 35 млн. рублей, выдано свыше 350 предписаний и информационных писем.

Вместе с тем это совсем не означает, что в ситуации с карьерами — один сплошной негатив. В соответствии с территориальными планами мероприятий по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов, утвержденными областными исполнительными комитетами, только в минувшем году было рекультивировано около 170 внутрихозяйственных карьеров на общей площади около 234 га, что составило 141 % и 147 % соответственно от годового плана. В частности, Брестчина рассталась с 49 карьерами и получила территорий площадью 100 га. В планах на 2013-й — 153 карьера на общей площади около 166 гектаров, что тоже немало. Но еще большая работа — впереди. Как рассказали в Минприроды, по данным на 1 января нынешнего года, в Беларуси все еще остается более 1600 карьеров.

Наследие прошлого

Впрочем, как подчеркивает Наталья Минченко, самая большая проблема — это не вновь создающиеся карьеры, поскольку их появление — процесс постоянный и необходимый, а те проблемные точки, которые существуют давно. Так, в Толочинском районе Витебской области на балансе УП «Шумилинский райагросервис» имеется карьер, глубина разработки которого составляет около 10 метров. В Гомельской области таких проблемных территорий две (в Хойникском районе — карьер КСУП «Оревичи», в Чечерском районе — карьер в урочище Мыльнищи), где глубина выработки полезных ископаемых составляет от 6 до 25 метров. В Мстиславском районе Могилевской области глубина разработки карьера Раскошевка, который, к слову, на балансе ни у кого не числится, составляет около 6 метров.

Наталья Минченко подчеркивает: все эти территории не укладываются в существующие нормы и стандарты, которые гласят, что глубина карьера не должна превышать 2 метров. Почему? Этому существует ряд объяснений. Во-первых, разрастающиеся карьеры становятся небезопасными для жизни граждан. Во-вторых, восстановление огромных территорий более затратно, и изыскать материальный ресурс — миллиарды рублей, которые требуются на эти цели, — не так легко. В целом же по республике таких проблемных точек более 160. «Здесь уже не идет речь о том, чтобы найти ответственных, — комментирует специалист, — а о том, чтобы найти финансовые ресурсы для устранения проблем».

Решить проблему можно сообща

Найти деньги на благое дело, как, в частности, показал опыт Минщины, можно. Причем не только полагаясь на средства, предусмотренные специальным планом мероприятий по наведению порядка на земле. Это показал завершившийся в апреле этого года проект «Рекультивация карьеров на территории Минского района как метод восстановления деградированных земель и вклад в смягчение негативного воздействия изменения климата». Его стоимость — почти 235 тысяч долларов США, часть из которых — бюджетные средства, часть — вклад Программы малых грантов ГЭФ. Итогом проекта, который длился немногим более года, стало восстановление около 20 га деградированных земель и высадка более 111 тысяч елей и сосен.

За сухими цифрами скрывается решение большой проблемы с песчаными и глиняными карьерами Минского района, наследством советских времен. Земли, выведенные из хозяйственного оборота, отмечает эксперт проекта Андрей Пинигин, в силу разных причин не были восстановлены должным образом. А значит, утратили свою продуктивность и были подвержены эрозии. Но это только полбеды. На пустующих территориях выросли свалки бытовых и промышленных отходов, что в итоге привело к угрозе загрязнения близлежащих водоемов. Помимо экологической появилась и угроза для здоровья местного населения, особенно детей, которые охотно использовали такие места для игр. Стоит ли говорить, что некоторые карьеры имели откосные склоны высотой более 25 метров!

Лесхозы от карьеров не отказываются

ГЛХУ «Минский лесхоз» участие в названном проекте принимало самое непосредственное. А именно сначала совместно с землепользователями ровняло крутые склоны карьеров, а потом занималось залесением земель. «Территории, с которыми мы имели дело, нуждались в доработке, — рассказывает главный лесничий ГЛХУ «Минский лесхоз» Александр Миронович. — Землю пришлось ровнять бульдозерами, поскольку сажать на такой территории лес не было смысла — он бы не прижился».

На песчаных выработанных землях, по словам специалиста, хорошо себя чувствует сосна. Поэтому в основном на высвободившихся территориях будет расти сосновый лес. Там, где успел сформироваться живой напочвенный покров, — ель. И это наилучшее решение проблемы деградированных земель, полное восстановление которых, по словам Александра Мироновича, может занять и сто лет.

Выработанные карьеры — непростое наследство. Но лесхозы Минского района, говорит собеседник, берут их охотно. Ведь они, как никто другой, знают, как с таким наследством обращаться. И добавляет: «Мы выполняем нашу главную задачу — растим лес». К слову, по Минскому, Дзержинскому районам процент лесистости невысок и составляет 26 %. «Так зачем же пустовать этим землям?» — говорит Александр Миронович.

Впрочем, есть здесь небольшая проблема. Территории восстановлены, лес растет, а земли официально лесхозу еще не переданы. «Пока мы подписали лишь предварительное согласование о передаче, что мы не против принять эти земли», — поясняет главный лесничий. Речь о двух бывших карьерах общей площадью около 8 га. И все же специалист настроен оптимистично. «Надеемся уже к осени получить их в официальное пользование», — делится он.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter