С людьми и небом он был на «ты»

СПРАВКА «БН». Потерпевший крушение штурмовик Су-25 принадлежал 116-й гвардейской авиационной базе ВВС и войск ПВО, дислоцирующейся в городе Лида. Эта база — с 28 мая по 7 июня — подверглась масштабной комплексной проверке Министерства обороны. Смотрели все: состояние боевой и мобилизационной готовности авиационного соединения, практическую деятельность должностных лиц в повседневной жизни, морально-психологическое состояние личного состава и состояние воинской дисциплины и правопорядка.

А в октябре 2011 года 116-я Лидская авиабаза отметила свое 70-летие. Горожане в подарок получили яркое шоу на аэродроме базы. В показательных выступлениях, кроме Миг-29, Ми-24 и Л-39, участвовал и разбившийся Су-25...

Татьяна ГРИДНЕВА, жена погибшего летчика:

«У меня были плохие сны и настроение. А муж ушел на работу с улыбкой...»

Корреспондент «БН» позвонил семье погибшего летчика. Трубку сняла жена Татьяна. Ответила спокойно — несмотря на потрясшее горе, эмоции не должны взволновать двух дочерей: 8-летнюю школьницу и 8-месячную малышку.

— Опомниться не могу до сих пор, — призналась «БН» Татьяна. — Такое ощущение, будто все это происходит не со мной... Что Николай жив, просто где-то далеко. Во вторник он ушел на свою любимую работу с улыбкой — в общем, как и всегда. Ведь для мужа вылеты приравнивались к праздникам. Иначе и быть не могло: летать он мечтал с самого детства. А его отец провел не один год за штурвалом. Традиции в семье были очень сильны. Оба деда воевали в Великую Отечественную, оба были связаны с авиацией... В дни перед самым происшествием у меня было необъяснимо плохое настроение, дети капризничали, мне снились плохие сны. Может, это и случайность, но все это как-то странно сошлось. Никаких подробностей о происшедшем несчастье еще не получала.

От старшей дочери долго гибель отца скрывать не стали: все равно не утаишь. Девочка все же инстинктивно ждет, что папа придет с работы и, снимая форму, спросит о школьных делах...

Андрей ХРЕПТОВИЧ, заместитель командира 116-й гвардейской штурмовой авиабазы войск ПВО по идеологической работе:

 «Люди сходились с Николаем легко...»

Трудно говорить «был» о Николае. Но приходится: жаль, что ушел такой человек в 37 лет. У него, летчика первого класса, был налет 566 часов — это очень приличная цифра. Только с начала года по июнь 2012-го он налетал 63 часа. До следующего класса — летчик-снайпер — оставалось совсем немного.

В работе подполковник, начальник отделения боевой подготовки, начальник воздушно-боевой и тактической подготовки части Николай Гриднев зарекомендовал себя не только классным пилотом, постоянно повышавшим свой уровень мастерства, но и прекрасным организатором: он всегда новаторски подходил к распоряжениям сверху. Умел распределить работу среди коллег-подчиненных так, что каждый четко знал свое дело, и коллектив потом работал быстро и точно, будто хронометр. В рабочее время был предельно корректен, но вне выполнения служебного долга всегда был со всеми на «ты» — люди сходились с Николаем легко, у него много друзей. В том числе и по увлечениям: 37-летний подполковник частенько пропадал в тренажерном зале.

Но прежде всего все знали его как организатора-профи и хорошего семьянина. Он не раз приходил с семьей на парады в части, праздники, что проводились на авиабазе. Всегда бросалась в глаза нежность, которую он не скрывал, к жене и ребенку (с грудной малышкой покрасоваться перед всеми так и не успел). Первые слова жены, все не верившей сообщениям из Интернета о гибели мужа и получившей-таки подтверждение от коллег-летчиков, были: «А ведь все было так хорошо...»

Родители Николая Гриднева умерли, но в Москве живет его сестра с мужем.

Олег НОВИЦКИЙ, космонавт-испытатель, уроженец Беларуси:

«В Звездном городке о погибшем белорусе только и говорят»

Очень жаль, что такое горе стряслось... Но от этого не застрахован ни один летчик, даже ас. Технические сбои случаются и на самых проверенных, казалось бы, совершенных летательных аппаратах. Я летал на Су-25: прекрасная боевая машина — маневренность, оснащенность навигационными приборами, разного рода электроникой просто сказочная. Видимо, в воздухе случилось что-то нестандартное — пусть разберется комиссия профессионалов. Тут, в Подмосковье, о происшедшем все уже знают — о погибшем белорусе только и говорят.

Очень жаль родственников Николая Гриднева — приношу им от имени своих коллег из Звездного городка, от себя глубокие соболезнования. Ждать летчика, уходящего в небо, всегда трудно — к этому не привыкнуть. А когда он уходит ввысь навсегда...

Нина РУМЯНЦЕВА, учитель русского языка и литературы СШ № 9 в Лиде (ныне пенсионер), где учился Николай Гриднев:

«Смотрел на мир широко раскрытыми глазами...»

Я хорошо знала не только Колю, но и их семью. Его папа, тоже пилот, летал с моим мужем, поэтому мальчика я знала с самого его детства. Это был очень добрый и веселый юноша. Помнятся его постоянное жизнерадостное настроение, любознательный ум. Коля был невысокого роста, коренастый, но помню, как он по-серьезному читал стихи Маяковского. Во время декламации казалось, что он не просто вытянулся, а даже вырос... И после школы иногда встречала его в городе. В последний раз это было в феврале. Он рассказал о жизни, о своих дочках, о том, как хорошо складывается карьера. Мы вспомнили курьезы школьных лет, его выпуск... Коля всегда смотрел на мир широко распахнутыми глазами, он любил жизнь. Но был готов и на подвиг...

«Вдруг раздался непонятный грохот...»

Жители деревни Новины Новогрудского района — очевидцы ЧП — поделились с корреспондентом «БН» своими впечатлениями

САМОЛЕТЫ летают здесь издавна — за полем и лесом, которым, кстати, со всех сторон окружена деревня, находится «летательный», как сельчане говорят, полигон. Даже фигуры высшего пилотажа в исполнении пилотов при желании могли они наблюдать. А что до гула пролетающих махин, то к ним тут попривыкли. И в минувший вторник самолеты летали в небе над селом с утра.

— Я как раз выгнала пастись в поле корову — было около половины четвертого дня, — рассказала Алла Урбанович, местный почтальон, жительница деревни Новины. — Мы стояли с мужем и пастухом общего стада, гудели самолеты… Как вдруг гул стал каким-то угрожающим, необычным. Раздался непонятный грохот, а потом будто три взрыва… Повернув головы в сторону деревенских сараев (там, где дальше поле, лес и полигон), увидели клубы черного едкого дыма. Откуда-то к нам подбежал местный лесник: «Лес загорелся!..» Нет, это взорвался самолет, сразу поняла я.

До места трагедии от деревни напрямик не более полутора километров, а по автодорогам — до двух километров с хвостиком. У сельчан есть подозрение, что самолет взорвался в небе, так как те, кто был на месте аварии, не увидели обгоревших и сломанных верхушек деревьев, которые, казалось бы, непременно должны быть при «таране» с землей…

— Хотя, пока не будет проведено расследование, трудно наверняка говорить, что же все-таки случилось. Главное — очень жалко человека, который погиб, — сокрушается Алла Урбанович. — Погода в тот день хорошая была, с утра  даже немного жарко, а к обеду температура установилась неплохая. Это сегодня небо плачет…

— А были ли подобные трагедии в ваших местах раньше?

— Именно в этой деревне нет. Но я сама родом из соседнего села — Каменки. Так лет 35 назад в тех местах тоже во время учений упал самолет. Я тогда 15-летней девчушкой была, вместе с другими подростками бегали смотреть на последствия трагедии.

…А что увидели сельчане на месте недавней катастрофы?

— Те, кто вчера сразу после взрыва помчались за лес, говорят, что видели обгоревшие обломки самолета, останки летчика. Но как только приехали военные, МЧС и милиция, местное население попросили удалиться, — прокомментировала Вера Крамар, заведующая магазинами в Новинах. — Военные ночевали рядом с местом катастрофы и сейчас там остаются, собирают улики, за провиантом приходили в наш сельмаг…

Аварии и катастрофы Су-25 в постсоветский период: хроника

27 ноября 1992. Су-25УТГ ВМФ России разбился в Мурманской области. Оба члена экипажа погибли.

15 сентября (возможно, 16-го) 1993. Су-25 ВВС России упал в море у побережья Абхазии. Пилот погиб.

21 декабря (возможно, 20-го) 1993. Су-25УБ ВВС России разбился в Краснодарском крае. Оба члена экипажа катапультировались.

11 апреля 1998. Су-25УБ ВВС России разбился в Таджикистане. Оба члена экипажа погибли.

9 июня 2000. Су-25 ВВС России разбился в Ставропольском крае. Пилот погиб.

29 апреля 2002. Су-25 разбился в Чечне.

21 мая 2005. Су-25 ВВС России разбился в Таджикистане. Пилот катапультировался.

28 июня 2006. Су-25 ВВС России разбился в Брянской области. Пилот погиб.

30 июня 2007. Су-25 ВВС Демократической Республики Конго, пилотируемый российским летчиком, разбился в Кисангани во время военного парада. Пилот погиб.

20 марта 2008. Су-25 ВВС России случайно сбит своим ведомым в Приморском крае. Пилот погиб.

3 марта 2010. Разбился Су-25 ВВС Азербайджана. Пилот погиб.

6 августа 2010. Су-25 ВВС России разбился в Забайкальском крае. Инцидент произошел в Могойтуйском районе, неподалеку от села Ага-Хангил. Экипаж катапультировался.

3 февраля 2011. Разбился Су-25 ВВС Азербайджана. Два пилота успели катапультироваться.

12 июня 2012. Су-25 ВВС Беларуси разбился на полигоне «Неман». Инцидент произошел в Новогрудском районе, неподалеку от деревни Новины. Пилот погиб.

Информация о летных происшествиях собрана  в интернет-источниках.  Список может быть неполным

Коллектив «Белорусской нивы» выражает искренние соболезнования семье погибшего летчика

Николая Гриднева, его родным, близким и сослуживцам.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter