С легкостью птицы

В Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина открылась выставка «Все начиналось с фуэтэ», посвященная 75-летию со дня рождения выдающейся балерины Екатерины Максимовой.

В Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина открылась выставка «Все начиналось с фуэтэ», посвященная 75-летию со дня рождения выдающейся балерины Екатерины Максимовой.

В этом году исполнится 5 лет, как ее нет с нами. Когда скончалась Екатерина Сергеевна, многие долго не могли в это поверить: ведь еще на днях она репетировала и вечером – танцевала на сцене. И не просто танцевала – ее танец был словно легкий полет грациозной и вместе с тем нежной и трепетной птицы. Так внезапно она и улетела от нас в Вечность.

Выставка представляет красочную ретроспективу жизни балерины с самого детства и до последних дней. Учеба в Московском хореографическом училище. Первые конкурсы – и первые аплодисменты, и первая победа – на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве. Дебют в партии Маши в балете «Щелкунчик». Затем мы видим уже запечатленную жизнь зрелой балерины – ведущей солистки Большого театра. Репетиции, отнимающие немало сил. Гастроли – Австрия, Финляндия, Дания, Норвегия, Китай. Выступления с зарубежными труппами, в том числе в балетах великого Мориса Бежара. Вот она на сцене: Жизель и Золушка, Фригия и Аврора, и многие другие героини, в образы которых она словно вдохнула новую жизнь. А вот Екатерина Сергеевна вместе с руководителями и педагогами – Елизаветой Гердт, Галиной Улановой, Пьером Лакоттом... А на других кадрах уже сама Екатерина Сергеевна – педагог-балетмейстер со своими учениками. С 1998 года она была балетмейстером-репетитором Большого театра.

Эти уникальные кадры были собраны в фондах ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и личном архиве семьи балерины, в архивах Москов-ского хореографического училища, Театра балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, театра «Кремлевский балет», киностудии «Ленфильм». Но не только фотоснимки представлены на этой выставке. В одном из залов можно очутиться в гримерной Екатерины Максимовой. Здесь ее вещи, туалетные принадлежности. И подлинный трельяж, подаренный мужем балерины, знаменитым артистом русского балета Владимиром Васильевым.

Семейный союз Васильева и Максимовой был примером настоящей гармонии, которую редко встретишь в жизни. Он – сильный и статный, словно Атлант. Она – легкая и хрупкая, словно Нимфа. Именно такое сравнение приходит на ум, когда видишь на выставке фотографии их совместных выступлений. В 36 лет волшебный полет балерины внезапно прервался: травма позвоночника на репетиции «Ивана Грозного». Максимова рисковала на всю жизнь остаться инвалидом. Но ее Атлант снова вынес ее на крепких руках: Васильев обратился к партийному руководству и призвал спасти великий талант. Максимову положили в одну из лучших клиник. И благодаря стараниям медиков она снова взлетела. И летала еще 20 лет.

Балет – это не только красота и вдохновение. Это еще и тяжелый труд. Но у хрупкой девушки был поистине железный характер. Она выносила не только тяжелые нагрузки, но и многие испытания, которым подвергала ее судьба. Екатерины Сергеевны не стало в апреле 2009 года: она скончалась от сердечной недостаточности. Но так и думается, что она до сих пор парит там, над сценой Большого, такая же легкая, нежная, хрупкая – но сильная духом. И такое же чувство не покидает вас после посещения выставки «Все начиналось с фуэтэ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter