С короной Витовта в метро

Теперь в споре с теми, кто утверждает, что белорусского детектива нет, появился серьезный аргумент
Теперь в споре с теми, кто утверждает, что белорусского детектива нет, появился серьезный аргумент

Кто сейчас только не пишет детективы! Высказывание несколько спорное, но вполне похожее на правду. С детективной интриги начинаются даже многие сказки. Похищение королевны, кража золотых яблок... Так что Эдгар По и французский сыщик–вор Видок только позволили своими писаниями сделать это литературой. Однако гранд–дама российского детектива Дарья Донцова не зря вопрошает, почему у нас до сих пор мучаются, хорошо ли писать детективы и не стыдно ли их читать? Увы, жанр изначально получил ярлык развлекательного. К тому же, как утверждает один из нынешних литераторов, «хороших детективов куда меньше, чем хороших серьезных романов». Наверное, именно изобилие бульварщины на сей плодотворной почве и повредило репутации детектива.

Сегодня жанр активно реабилитируется. Уж каких только гибридов не породила буйная фантазия современного литератора! Детектив философский, мистический, исторический, иронический... Как–то я читала сборничек детективов, кстати, вполне добротных, действие которых происходит на всяческих Альдебаранах и космолетах, а преступление совершают высокоразвитые монстры из иных галактик. Антураж, декорации могут быть любыми — интрига же остается неизменной вот уже сколько веков, держа в напряжении читателя.

Интрига в «праздничном» формате

Шекспир, Достоевский, Умберто Эко... Кто только не использовал могучий дар детективной интриги захватывать внимание. В 70–х годах прошлого века Владимир Короткевич обратился к молодым белорусским писателям с призывом писать детективы. Занимательная форма должна была приучить читателя, что на белорусском языке может создаваться нечто интересное и читабельное. Примеры тому — книги самого Короткевича: «Чорны замак Альшанскi», «Дзiкае паляванне караля Стаха». (Кстати, последняя — не что иное, как римейк «Собаки Баскервилей», ведь в основе всех детективов — один сюжет: о грехопадении и наказании).

Наверное, Владимир Короткевич искренне порадовался бы, увидев книгу, которая сейчас лежит на моем столе, — подарочное издание «Карона Вiтаўта Вялiкага», первая книга серии «Сучасны беларускi дэтэктыў», задуманной в издательстве «Мастацкая лiтаратура». Этакий рождественский подарок читающей публике — ведь именно под Рождество принято рассказывать таинственные и страшные истории! Под обложкой этого стильного издания нестандартного, «праздничного» формата произведения на любой вкус. Адам Глобус, Николай Чергинец, Виктор Правдин, Мирослав Адамчик, Максим Климкович, Владимир Сивчиков, Сергей Трахименок, Алесь Усеня... Детектив исторический, милицейский, мистический, криминальный рассказ, триллер... Убийство в уединенном поместье, на шумной улице... Готический город и отечественная глубинка... Как говорит составитель книги Владимир Сивчиков, теперь в споре с теми, кто считает, что белорусского детектива нет, имеется весомый аргумент. А точнее, весом 1 кг 300 г — успел взвесить кто–то из издательских шутников. А ведь было время, такую рукопись издатели снисходительно откладывали в сторону — нечего нагружать читателя тайнами, лучше воспитывайте его на фоне художественных пейзажей и трудовых подвигов. Сегодня мы говорим об этой книге как о событии. Возможно, с ней не поездишь в метро, как с дешевыми карманными изданиями. Но ее будут читать.

Детектив и его запчасти

Кажущаяся легкость жанра обусловлена и тем, что теперь вроде все знают, как писать детектив. Еще в прошлом веке составлялись всевозможные «своды правил», которые нерушимо должен соблюдать детективщик. В частности, «читатель должен видеть столько же, сколько сыщик, чтобы иметь равные с ним возможности для разгадки», «сыщик не может быть преступником», «преступление не может совершить кто–то из малозначимых, эпизодических героев» и т.д. А вот Умберто Эко расписал по 8 пунктам романы Яна Флеминга о сексапильном секретном агенте. Вот некоторые из них: «Бонд берет Женщину (овладевает ею или начинает ее соблазнять); злодей захватывает Бонда (вместе или без Женщины); злодей пытает Бонда (вместе или без Женщины); Бонд бьет Злодея (убивает его или убивает его представителей, или помогает убить их); Бонд наслаждается Женщиной, которую затем теряет».

Наверное, каждого автора книги «Карона Вiтаўта Вялiкага» также можно привязать к какой–то схеме... Но можно усмотреть и нечто более глобальное. В книге представлены два основных ответвления белорусского детектива. Это, разумеется, короткевичская традиция: тайны белорусской истории, мифология и романтика, современные преступления, корни которых — в далеком прошлом. Историки, журналисты или писатели — в роли сыщиков, среди героев — наследники древних родов, наконец, привидения или «подделки» под них... Авторы другой «детективной ветви», как правило, имеют реальный «детективный» опыт, им известны такие непридуманные сюжеты, что литераторская фантазия не дотянет. Во всяком случае, Николай Чергинец, Сергей Трахименок, Виктор Правдин были крутыми сыщиками и в жизни. Что не мешает им привносить в свои произведения все ту же романтику и художественный вымысел.

Во имя литературного феминизма

А как же быть с эрой «женского детектива», наступившей агрессивно острым каблуком на мировую детективную литературу? В книге «Карона Вiтаўта Вялiкага», кроме моей небольшой повести, которая скорее мистическая, чем детективная, все остальное написано мужчинами. Теофилия Собоцкая, значащаяся в списке авторов, даже не один мужчина, а три, укрывшихся за изящным псевдонимом. Но на самом деле расклад несколько иной. В романах Ольги Ипатовой и Зинаиды Дудюк — мастерская историческо–детективная интрига. Пишут в популярном жанре, привнося в него интеллект и иронию, Наталка Бабина, Ева Вежнавец, Оксана Безлепкина.

Не однажды вспыхивали споры о том, что детективы играют на низменных чувствах, побуждают к насилию, подсказывают преступникам, как заметать следы и т.д. Что можно возразить «пуристам» «моральной чистоты»? Что не жанры хороши или плохи, а писатели? Думаю, с читателями «Кароны Вiтаўта Вялiкага» подобных разговоров вести не придется. Потому что это — настоящая литература.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter