Музыкант Национального академического Большого театра оперы и балета 15 лет воплощал мечту в реальность -- лично делал свою деревянную яхту «Баркарола»

С корабля на сцену

Музыкант Национального академического Большого театра оперы и балета 15 лет воплощал мечту в реальность - лично делал свою деревянную яхту «Баркарола»
Люди, которые исполняют свои заветные желания, несмотря ни на что, лично у меня всегда вызывают восхищение. Откуда у них столько настойчивости? Вот и Владимир Соколов — музыкант Национального академического Большого театра оперы и балета – на протяжении 15 лет воплощал свою мечту в реальность: он своими руками сделал деревянную яхту «Баркарола».



Мы встречаемся с Владимиром Фирсовичем у центра олимпийской подготовки по парусному спорту. Его яхта выделяется среди других — она голубого цвета. 

— Этот цвет — ошибка моего друга-художника, — начинает он экскурсию. — Он в белую краску слишком много синевы добавил. 

Необычное увлечение у Владимира Соколова родом из детства. Еще ребенком он вместе со старшим братом увлекался приключениями, описанными в книгах «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» и других. Затем с интересом наблюдал за хобби старшего брата, который пытался конструировать модели лодок и корабликов. А окончательно и бесповоротно влюбился в паруса после 30 лет.


— Я занимался туризмом, ходил на байдарках, в общем, развлекался после работы в оркестре. Был тогда еще молодым, красивым, высоким. И почти все волосы были кудрявыми, — шутит 67-летний Владимир Фирсович в каюте своей яхты. – Как-то один из друзей и говорит: «Вовка, поехали под парусом кататься!» Ну, думаю, надо попробовать. 

Друзья взяли небольшую складную яхту, вполне пригодную для путешествий по рекам и озерам, и отправились гулять по волнам водохранилища в микрорайоне Серебрянка. 

— За пару минут мы пересекли его туда и обратно. Я просто ошалел от ощущений. Когда очухался, сказал: «Ребята, у меня будет своя яхта!» С тех пор я загорелся этой мечтой, — рассказывает музыкант и яхтсмен. 

А спустя три года у него появилась яхта, которую он сконструировал сам. Жена — альтистка Нина Павловна — назвала 5-метровую яхту семьи «Багатель», что в переводе с французского означает «шутка», «безделушка» или «маленькая музыкальная пьеса».


— Так как строительного образования у меня не было, учился делать яхту по чертежам из журнала «Катера и яхты». Раньше в таких изданиях все очень подробно описывалось. 

Интересно, как музыканту удалось самому, пользуясь только чертежами, сделать самый настоящий корабль? Владимир Фирсович утверждает, что труду и упорству его обучила консерватория. 

— Для того чтобы хорошо играть, нужно быть очень трудолюбивым человеком. Валторна довольно сложный инструмент, непредсказуемый. «Упасть и поскользнуться» можно в любой момент, можно нахватать не тех нот, поэтому ты всегда работаешь над собой, — объясняет он. 

В строительстве яхты его трудолюбие было таким же, как и в музыке. Правда, в строительстве судна нельзя схватить не ту ноту – можно уйти на дно. Валторнист в выходные, отпуска все время уделял своей «шутке» со всей серьезностью. Интересно, что яхту он строил у себя в квартире. На обоях, рассказывает, были изображены все чертежи в полном масштабе.

— Я живу в Минске в квартире на первом этаже. Мой сосед сверху, человек с юмором, как-то зашел в гости, говорит: «Сказал жене, что ты, Володя, очень просил просверлить в полу дыру – мачта не влезает». У его жены глаза на лоб: «Как?! Прямо в полу?» А он продолжает: «Да. Дело стоит лишь за нами, с третьим этажом он уже договорился». Так как она была женой покорной, дала добро: «Ну раз так, пусть делает. Только скажи Володе, пусть сам сверлит. У тебя и так много работы», — смеется Владимир Фирсович. Конечно, дыра в соседском потолке ему не была нужна. Но когда музыкант сделал основной массив в яхте, ее пришлось доставать из квартиры через окно – в двери она не проходила.


Позже захотелось построить яхту побольше. Решив, что не все еще сделал в кораблестроении, он взялся за новый проект, а «Багатель» продал капитану дальнего плавания.

— Когда мы выступали с оркестром и театром за рубежом, я всегда заходил в приморских странах в яхт-клубы, чтобы посмотреть, как у них все устроено, — вспоминает музыкант. – До этого мне казалось, что я для своих яхт нашел новые и уникальные технические решения, но на деле оказывалось, что многое уже давно существует. 

Начав работу над 9-метровой яхтой «Баркарола», что в переводе с итальянского — «лодка» или «песня венецианских гондольеров», Владимир Фирсович не спешил. 

— Я начал делать «Баркаролу» в СССР, а закончил в независимой Беларуси. Мне выделили эллинг, где находился склад, там я мог ее строить. 

Потом, когда появилась возможность, купил дачу в поселке Семково, недалеко от Минского моря. Там он сам построил сарай, в котором и занимался дальше своей яхтой. 

На гастролях в разных странах он покупал недостающие элементы для нее. Например, веревки купил в Германии, иллюминаторы — в Голландии, в Дании — мачту, двигатель — в тогдашней ГДР. А сцепление у этой яхты от промышленной швейной машины. Владимир Фирсович продолжает:

— Сама судьба мне помогала хорошо строить. Подруга жены вышла замуж за немца-маляра Эриха Мюллера, и тот, когда увидел, чем я занимаюсь, пригласил немного поработать маляром в Германии. Я поехал. Там он поручил мне красить сарай. Когда увидел результат работы, так кричал! Говорит: «Нельзя красить лаком вдоль и поперек! Только вдоль!» Я ему: «Так это же сарай». А он: «Одинаково хорошо нужно работать как над сараем, так и над дворцом». Запомнилось мне это и помогло.


— Сейчас смотрю на яхту и удивляюсь: откуда у меня бралось терпение и столько желания работать над ней? Ведь все, что есть в корабле, прошло через мои руки: каждая досочка и шуруп, — говорит он. — Зато научился варить, строгать, пилить, чертить. Чем бы я занимался? Сидел, читал, пил чай? А так постоянно думаю: там что-то нужно поменять, здесь улучшить. Яхта моя ходит уже пять лет, но я всегда делаю в ней что-нибудь новое. В этом году шкафчик начал делать, дверцы, полочки. В форпике хочу сделать диваны, где будем лежать с женой, пить чай со смородиной, малиной и мятой, который я делаю сам, и вспоминать молодость. 

Первые его плавания были безумно волнительными, но приятными. «Мы с яхточкой вместе учились ходить», — говорит он. Владимир Фирсович и на чужие корабли натыкался, и ветер уносил его яхту…

Пока мы беседуем, он потихоньку начинает уборку в своей «Баркароле», которая вот-вот откроет новый сезон – в эти выходные приедут дети и внуки Владимира Фирсовича. А покататься на самодельной яхте, которой управляет такой замечательный яхтсмен — лучший валторнист среди яхтсменов и лучший яхтсмен среди валторнистов, как он себя в шутку называет, можно?

— На ней я катаю хороших людей, а не тех, кто с деньгами пьяный подходит и кричит: «Вези!» Нет уж! — строго говорит музыкант. – Моя яхта была для меня даже не мечтой – она болезнь, которая делает счастливым. На ней я встречаю лучшие рассветы и закаты, общаюсь с природой, — Владимир Соколов поднимает паруса.

КСТАТИ

Сделана голубая яхта Владимира Соколова из ели, сосны, ясеня, дуба, красного дерева, фанеры и других элементов. На «Баркароле» есть и плита, и уборная, и места для сидения-лежания. Маленький дом на воде! 

alinakasel@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter