Как белорусским предприятиям упростить выход на внешние рынки?
Что такое маркетинг, в Беларуси уже знают не понаслышке. Но для того, чтобы стать профессионалом, как известно, необходимо постоянно учиться и повышать квалификацию. В этой связи маркетологам, занятым в сфере легкой промышленности, повезло. Им представилась возможность принять участие в серии семинаров, организованных при поддержке проекта ПРООН «Совершенствование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь».
Новые знания в сфере использования передовых маркетинговых и информационно-коммуникационных технологий, как предполагается, помогут улучшить экспортные показатели продукции легкой промышленности. Всего семинаров в этом году запланировано 10: четыре в Минске и шесть в областях. Они пройдут в разных городах страны. Первое занятие этой серии состоялось в конце августа, а в начале сентября на базе концерна «Беллегпром» прошел и второй семинар. Главная тема занятий — «онлайн-маркетинг», или, выражаясь простым языком, продвижение товаров с помощью Интернета.
Почему был выбран «Беллегпром»? Сегодня примерно половина производимой продукции в отрасли легкой промышленности идет на экспорт, причем 80 % — в Россию. За этот рынок после вступления страны в ВТО резко обострится конкуренция. Это обстоятельство объективно подстегивает отечественный легпром искать новые рынки сбыта и ниши, использовать эффективные маркетинговые стратегии, новые методы торговли, снабжения и управления поставками, в том числе электронной коммерции и внедрения торговых интернет-систем. Пока что у белорусской легкой промышленности, отмечают эксперты, мало опыта работы на рынках дальнего зарубежья. Хотя на многих предприятиях отрасли созданы рекламные веб-страницы. В общей сложности таковых насчитывается 77. Но следует заметить, что только 25 из них имеют англоязычную версию и только 8 предприятий работают с использованием электронных торговых площадок. Это значит, что большинство сайтов ориентированы на привлечение клиентуры только из стран СНГ.
Для того чтобы решить эту проблему, в рамках проекта планируется создать электронную торговую площадку (ЭТП), которая будет обслуживать потребителей в странах ЕС и дальнего зарубежья. Такой формат торговли обеспечит белорусским производителям хорошую рекламу и поможет в поиске покупателей за рубежом за счет преодоления таких традиционных барьеров, как территориальная удаленность и недостаток информации о возможностях зарубежных рынков, а также существенно улучшит логистику доставки товаров.
Презентация в концерне «Беллегпром» была достаточно разнообразна и в то же время информативна. Главный посыл, который хотели донести организаторы, — в динамично меняющемся мире маркетинга необходимо отслеживать все новые тенденции и максимально использовать их для развития предприятий. И если раньше реклама в Интернете была представлена лишь в виде баннеров и ссылок, то сейчас инструментов для продвижения и рекламы товаров намного больше. Специалисты обратили внимание на то, что у пользователей белорусского Интернета есть своя специфика, которую необходимо учитывать, поэтому нужно искать способы, как максимально удовлетворить их запросы. Для того чтобы решить эту проблему, нужно проделать долгую и кропотливую работу, начиная с анализа информативности сайта предприятия до вовлечения потребителей в двустороннюю дискуссию в социальных сетях. Отталкиваясь от особенностей онлайн-маркетинга в Беларуси, специалисты ищут способы ее улучшения. Уже сегодня существует ряд универсальных советов, которые помогут белорусским предпринимателям и маркетологам сделать свои товары более привлекательными для потребителей при помощи Интернета. Разумеется, самый главный из них — смотреть на потребителя не как на часть толпы, а как на индивидуума. Кроме того, специалисты рекомендуют регулярно отслеживать посещаемость сайта предприятия. Это можно легко сделать при помощи онлайн-анализаторов. Если показатели идут на спад — это верный признак того, что в рекламной кампании допущены какие-то ошибки, которые необходимо устранить и вернуть доверие и любовь покупателя.
Еще один совет — следить за дизайном сайта и использовать современные технологии для продвижения своего сайта в поисковых системах. Такая процедура называется SEO-оптимизацией. Чем больше модернизировать сайт, тем выше он будет находиться в списке самых популярных интернет-запросов. Любой пользователь, который при помощи запроса по стандартным ключевым словам попадает на определенный сайт, является целевым клиентом для предприятия. Поэтому важно, чтобы таких посетителей было как можно больше.