С хозяйским подходом. Создав собственные ремонтные бригады, отделы образования Гомельщины экономят значительные средства.

Школы и детские сады от этого только в выигрыше.

Ежегодно социальная сфера юго-восточного края пополняется новыми объектами, что само по себе является хорошей тенденцией. Однако содержать их за государственные средства становится все сложнее. А потому в области выбрано направление — выполнять за бюджетный рубль как можно больше текущих ремонтных работ без привлечения подрядных организаций, то есть хозспособом. При таком подходе, говорит губернатор области Владимир Дворник, бюджетный рубль увеличивается вдвое.

Опыт искать не пришлось

Пример разветвленной системы образования, включающей в себя немало учреждений, уверенно доказывает, что такой подход действительно дает большую экономию. Собственно, четыре отдела образования прибегли к хозспособу задолго до того, как поступило указание свыше. Здесь раньше других стали думать над тем, каким образом  можно существенно снизить затраты на поддержание материальной базы, обеспечив при этом ее нормальное функционирование, и пришли к выводу, что лучший способ — взять на себя выполнение целого ряда работ.
Первая ремонтная бригада была создана 1998 году в отделе образования Хойникского райисполкома. Она занялась ремонтом зданий, поддержанием систем, обеспечивающих жизнедеятельность учреждений, их подготовкой к зиме и целым рядом других посильных для нее работ. В состав бригады вошли не люди с улицы, как это может показаться, а квалифицированные рабочие по обслуживанию зданий, которые ранее были в штате учреждений. Но эффективность их использования, мягко говоря, желала лучшего. Их обязанности в соответствии с созданием нового формирования были пересмотрены, штат оптимизирован.
Несколько позднее аналогичные бригады появились в отделах образования Житковичского, Чечерского, Речицкого райисполкомов. Сегодня их руководители уже не представляют, чтобы для выполнения необходимых ремонтных работ приглашать подрядчиков со стороны и платить им деньги. За 2010 год экономия бюджетных средств, предусмотренных на текущие ремонты, составила по четырем названным подразделениям 1 млрд 313 млн рублей. На отдел образования Хойникского райисполкома из этой суммы приходится 518 млн рублей.
— В январе нынешнего года перед нами была поставлена задача создать ремонтные бригады в отделах образования всех райисполкомов, — рассказывает заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома Татьяна Атрохова. — С этой целью мы провели в феврале выездной семинар в Хойниках. На примере отдела образования, достигшего в данном направлении впечатляющего успеха, показали руководителям учреждений, как это работает, каких можно добиться результатов.
Татьяна Федоровна замечает, что далеко не все руководители на тот момент воспринимали хозспособ как средство серьезной экономии. Однако опыт коллег с подробной раскладкой убедил, что дело это стоящее. Ремонтные бригады были созданы повсеместно. На сегодняшний день в них занято 126 рабочих. Идет оснащение коллективов необходимыми техническими средствами, там, где необходимо, подтягивается профессиональный уровень работников. Ну а лидеры продолжают набирать  обороты по всем параметрам. Хойникская рембригада, например, помимо прочих технических средств уже имеет в своем арсенале даже компрессор для промывки систем отопления.
А в Чечерске  посчитали целесообразным включить в штат инженера по техническому обслуживанию оборудования.

На школьном крылечке

Чтобы не сложилось неверное представление о вездесущности бригад, заместитель начальника управления образования региона уточняет, что в их компетенции далеко не все виды работ. Скажем, случилась авария на теплотрассе на территории школы или иного образовательного учреждения, ее, безусловно, должны устранять профессионалы, которые имеют допуск на этот вид работ, специальную технику, соответствующий опыт. В то же время рембригадам отделов образования многое под силу. К примеру, те же демонтажные работы, которые всегда увеличивают смету расходов при использовании подрядчиков.
— А так даже если главную работу должны все же выполнить представители строительной организации, наши ремонтные бригады, подготовившие для них фронт работ, значительно их удешевляют,— комментирует Татьяна Федоровна.
Демонтажные работы, выполненные своими силами, имеют большое значение в наведении порядка на территориях образовательных учреждений, ведь некоторые объекты простаивают и не используются на протяжении многих лет, а из-за обветшалости могут представлять еще и опасность. Особенно преуспели в этом плане в Речицком районе, где за последнее время демонтировали пять отслуживших свое одноэтажных зданий.
Важный момент при демонтажных работах — получение пригодных  для дальнейшего использования материалов. В зависимости от назначения они сортируются, идут, например, для оборудования мест складирования топлива, сооружения теневых надворных навесов для детских садов, ветхие изделия из древесины — для отопления и т. п.
Татьяна Атрохова с удовлетворением замечает, что появление собственных рембригад вообще позволило уделить внимание тем объектам, до которых прежде просто не доходили руки. В частности, повсеместно стали ремонтировать школьные крылечки, обмостки по периметру зданий, чтобы осадки не подмывали их фундаменты. Обратили внимание на беседки, навесы, которым уже по нескольку десятков лет.

Есть и приоритеты

Обозначились и некоторые особенности в работе бригад. Например, одни из них концентрируются на приведении в порядок теплового хозяйства, другие и вовсе взвалили на себя большие объемы работ. В частности, в Добруше бригада полностью взяла на себя выполнение демонтажных работ под реконструкцию общеобразовательной школы №1, которую будет выполнять в дальнейшем подрядная организация. Это позволит сэкономить немалые бюджетные средства.
В Новобелицком районе Гомеля рембригада выполняет ответственнейшую задачу по подготовке к ремонту помещений бывшей школы-интерната под учебно-педагогический комплекс “детский сад—школа”. Объект имеет большое социальное значение. В нем нуждается население нескольких близлежащих микрорайонов новостроек, у которых нет образовательных учреждений. И подобных примеров можно привести немало. Каждый отдел образования сам определяет для себя приоритеты, и это правильно и логично. Если за январь результаты этой работы оставляли желать лучшего, то итоги первого квартала показали: задание оказалось не только выполненным, но и перевыполненным, а созданные ремонтные бригады — востребованными: у них есть фронт работ, достигнуты результаты. За апрель системой образования области хозспособом были освоены средства в объеме 616 млн рублей, что составило 100 процентов. Если бы эти работы выполняли подрядные организации, дополняет Татьяна Федоровна, то названная сумма увеличилась бы  на 40 процентов. Комментарии, как говорится, излишни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter