С хорошей компанией все-таки эффективнее

Статья академика Владимира Гусакова по поводу создания продуктовых компаний («Белорусская нива» от 22 и 23 сентября с.г.) своевременна и актуальна с точки зрения дальнейшего развития агропромышленного производства и его экспортной направленности. В ней предлагаются конкретные пути поставок качественного белорусского продовольствия на зарубежные рынки. Кроме того, заслуживает поддержки вывод ученого о том, что основным путем решения данной проблемы является формирование рыночного механизма хозяйствования на принципах кооперации и интеграции. В свою очередь, это позволит создавать крупнейшие компании по продуктовому признаку, способные сформировать «раскрученные» торговые брэнды для повышения устойчивости сбыта продовольствия и получения валютных доходов в любом регионе мировой торговли.

Прежде чем пугать возможными расходами, нелишне спрогнозировать валютные доходы.

Статья академика Владимира Гусакова по поводу создания продуктовых компаний («Белорусская нива» от 22 и 23 сентября с.г.) своевременна и актуальна с точки зрения дальнейшего развития агропромышленного производства и его экспортной направленности. В ней предлагаются конкретные пути поставок качественного белорусского продовольствия на зарубежные рынки. Кроме того, заслуживает поддержки вывод ученого о том, что основным путем решения данной проблемы является формирование рыночного механизма хозяйствования на принципах кооперации и интеграции. В свою очередь, это позволит создавать крупнейшие компании по продуктовому признаку, способные сформировать «раскрученные» торговые брэнды для повышения устойчивости сбыта продовольствия и получения валютных доходов в любом регионе мировой торговли.

Это тем более актуально с учетом требований Президента Беларуси по расширению географии присутствия продукции отечественного АПК на развитых мировых рынках и значительного пополнения валютной выручки страны за счет экспортных поставок продукции аграрного сектора.

Однако отклик на данную статью читателя Валерия Соляника («Белорусская нива», 6 октября 2010 г.) пронизан сомнениями по поводу целесообразности и эффективности создания продуктовых компаний в АПК Беларуси. Разделяя озабоченность автора по поводу возможных дополнительных расходов на содержание штата управленцев в таких компаниях, хочется тем не менее подискутировать на данную тему.

Во-первых, утверждение о том, что деятельность продуктовой компании базируется на обязательном создании дополнительной бюрократической структуры, не имеет под собой достаточных оснований. Для этого читателю необходимо ознакомиться с методологической базой создания и функционирования структур подобного типа и понять, что в условиях белорусской действительности целесообразно их создание на базе уже существующих крупных предприятий, в первую очередь перерабатывающих и торгово-сбытовых, имеющих более-менее известную брэндовую продукцию и перспективную маркетинговую стратегию. Это позволяет, с одной стороны, более эффективно использовать сложившуюся товаропроводящую сеть для выхода на зарубежные рынки продовольственных товаров, а с другой — максимально результативно задействовать имеющийся кадровый потенциал всех участников продуктовой компании для достижения поставленных целей.

Во-вторых. Приходится констатировать противоречивость в высказываниях Соляника по поводу существующей неоправданной конкуренции региональных товаропроизводителей между собой, особенно на рыночном сегменте животноводческой продукции. Этот факт никто не станет отрицать. Более того, ученые и практики предлагают различные пути устранения данного сдерживающего фактора для скорейшего внедрения рыночного механизма торговли.

В этом отношении правомерно утверждение академика Владимира Гусакова о необходимости скорейшего создания продуктовых компаний, которые как раз и устраняют территориальные барьеры в торговле, формируют единые подходы в ценообразовании на продукты питания, расширяют ассортимент качественной продукции под потребительский спрос.

Очень спорным является тезис читателя о необходимости и перспективности создания собственной переработки животноводческой продукции в каждой сельскохозяйственной организации. Прежде чем обосновывать данный тезис, следовало бы сделать экономический расчет необходимых финансовых вложений  и посмотреть на возможные сроки их окупаемости. Полагаю, что при отсутствии свободных денег у сельскохозяйственных организаций постановка вопроса о новом строительстве перерабатывающих цехов выглядит нереальной.

Кроме того, любому специалисту-аграрнику понятно: мощностей по переработке продукции, особенно животноводческой, в республике имеется с избытком. При этом физическое состояние большинства из них требует модернизации и технического переоснащения. Поэтому в данной ситуации более перспективным представляется объединение всех участников единой технологической цепи  в интегрированную структуру по продуктовому признаку, какой и является продуктовая компания. Концентрация ресурсов и возможностей субъектов интеграции позволит не только укрепить их материально-техническую базу, но и перераспределить значительную часть дополнительной прибыли в пользу производителей сырья.

Утверждение автора статьи о больших расходах государства по созданию продуктовых компаний, на мой взгляд, является по меньшей мере абсурдным. Согласно основным положениям Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (заметим, продуктовая компания может формироваться в форме холдинга), данная интегрированная структура создается ее участниками на добровольных началах и за счет собственных средств. А участие государства как в кооперативно-интеграционных процессах в целом, так и при создании конкретных продуктовых компаний в частности должно сводиться к формированию необходимых экономических условий для эффективной деятельности каждого участника подобных объединений. Это позволит не только получить большую массу прибыли для развития, но и отчислять значительные суммы налогов в государственную казну.

Ошибочным является и мнение о низкой эффективности использования бюджетных средств на научные исследования в целом, в том числе в сельском хозяйстве. Да, государство выделяет значительные средства на науку, и это приносит конкретные результаты для практического развития АПК. Только предвзятый человек может отрицать достигнутые успехи ученых-аграриев в последнее время.

Правда, не все результаты исследований находят практическое применение в реальном секторе аграрной экономики, но это совсем не значит, что их нет. Кроме того, фундаментальные исследования, включающие концептуальные разработки в различных сферах агропромышленного производства, призваны формировать стратегические направления развития отрасли и видеть ее будущее.

Главной целью создания любой компании является получение эффекта от совместной деятельности, так как в противном случае нет смысла в ее существовании. При этом эффект может быть стратегическим, экономическим, социальным и т. п., который нельзя получить в условиях деятельности разрозненных предприятий. Очевидно также, что совокупный эффект от кооперативного объединения значительно выше при создании крупных и крупнейших продуктовых компаний, так как здесь появляется возможность привести производственную инфраструктуру в соответствие с инфраструктурой сбыта и торговли. В этом случае совместный менеджмент технологически зависимых предприятий позволяет добиваться высоких финансовых результатов за счет опережающего прогнозирования изменения конъюнктуры потребительского спроса и своевременной диверсификации производства.

И наконец не могу согласиться с выводом автора о том, что в отечественном АПК нет конкретных примеров эффективной деятельности предприятий, организаций и их объединений или их результаты не замечаются прессой. Это далеко не так. Практически каждый номер «Белорусской нивы» содержит аналитические материалы по злободневным темам агропромышленного производства, отражающие не только достигнутые успехи, но и имеющиеся недоработки. При этом зачастую достается и ученым за недостаточное практическое использование имеющихся разработок.

И если уж конкретно отвечать на замечание читателя, то можно отметить следующее. Во-первых, кто не знает результатов работы таких агропромышленных структур, как СПК «Агрокомбинат «Снов» Несвижского, ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Дзержинского, холдинг «Агрокомбинат «Скидельский» Гродненского, РУП «Совхоз-комбинат «Заря» Мозырского районов и других. Показатели у них очень высокие и являются ориентиром для других. Не только эти, но и многие другие организации активно используют разработки отечественных ученых-аграриев в растениеводстве, животноводстве, механизации, других сферах, что способствует росту эффективности АПК в целом.

Таким образом, считаю, что создание единых продуктовых компаний в соответствующих подкомплексах может и должно способствовать наращиванию экспортного потенциала аграрной отрасли и за счет дополнительных валютных доходов повышать качественный уровень развития АПК.

Михаил ЗАПОЛЬСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter