Откуда зоб растет и почему пора прекратить рисовать на руках йодные решетки

С хлебом и солью

Чуть больше 20 лет назад комплексный подход к ликвидации йодной недостаточности, разработанный в Беларуси на государственном уровне, в буквальном смысле слова спас население от йодного дефицита и ассоциированных с ним заболеваний. Как это было и что сегодня провоцирует болезни эндокринной железы? Беседуем с доктором медицинских наук, профессором кафедры эндокринологии ­БГМУ, председателем Белорусского общественного медицинского объединения «Эндокринология и метаболизм» Аллой Шепелькевич.

Коллаж Ольги Александровой

Основной компонент щитовидки

— Алла Петровна, о йодной недостаточности мы особенно громко заговорили после чернобыльской аварии, однако территория Беларуси всегда отличалась низким содержанием этого химического элемента в почве.

— Не только в почве, но и в воде. К тому же у нас нет выхода к морю. Биогеохимический дефицит йода, существовавший столетиями в Беларуси, — причина формирования зобной эндемии и йододефицитной патологии. Йод — основной компонент гормонов щитовидной железы, которые играют ключевую роль в метаболизме и развитии мозга, в особенности это касается плода во время беременности. У человека, не получающего должного количества йода, формируются серьезные патологические состояния и заболевания. Одним из значимых последствий йододефицита является врожденный гипотиреоз — состояние, при котором нарушается формирование всех органов и систем у ребенка, что приводит к снижению умственного и физического развития.

В результате чернобыльской катастрофы радиойод был одним из главных источников облучения населения, который воздействовал прежде всего на щитовидную железу. И щитовидная железа людей с йодной недостаточностью активнее других поглощала радио­активный йод, что и явилось причиной роста заболеваемости радиойод индуцированного рака щитовидной железы в начале 1990-х годов. По сравнению с периодом до аварии на ­ЧАЭС количество таких случаев возросло среди детей в 33,6 раза, среди взрослых в зависимости от возрастных групп — в 2,5—7 раз. Поэтому был сделан вывод о наиболее уязвимой группе в отношении рака щитовидной железы после чернобыльской аварии (это характерно и для последствий других ядерных катастроф) — это дети и подростки в возрасте до 18 лет.

Для улучшения организации медицинской помощи населению были открыты Республиканский научно-практический центр опухолей щитовидной железы, Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека (ранее — ­НИКИ радиационной медицины и эндокринологии), налажено тесное сотрудничество с клиникой ядерной медицины Вюрцбургского университета в Германии, медицинскими университетами Хиросимы и Нагасаки и другими учреждениями.

Дефицита нет

— В 2013 году Беларусь вошла в группу стран, которым удалось ликвидировать йодную недостаточность у населения. Как мы этого добились?

— В медицине есть такие понятия, как индивидуальная, групповая и массовая профилактика. Думаю, здесь все понятно: индивидуальная — это работа с каждым отдельно взятым пациентом, групповая — сегментация по группам (например, беременные, подростки, пожилые люди и т.д.). Массовая профилактика — наиболее эффективная и доступная широким слоям населения. Именно такой подход был выбран в нашей стране.

С 2000 года в Беларуси успешно реализуется комплексный межсегментарный подход по ликвидации йодной недостаточности, который привел к устранению йодного дефицита. К 2013-му нехватку этого микроэлемента смогли победить 79 стран из 110, и Беларусь в их числе. Суть этого подхода проста: 95 % пищевой соли, используемой в домохозяйствах и пищевой промышленности, у нас обогащается йодом.

— Почему именно соль?

— Соль присутствует в большинстве продуктов, которые мы употребляем, — в хлебе, молоке, кефире, мясе, рыбе, супах, кондитерских изделиях, консервации. То есть потребляется всем населением равномерно в течение года. Кроме того, добавление йода в соль, а также йодированной соли в пищевые продукты не отражается на их свойствах (цвете, вкусе). Доказано, что использование йодированной соли снижает риск развития зоба и соответственно уменьшает риск развития ассоциированных с ним тяжелых последствий.

К слову, важный критерий адекватности обеспеченности йодом — частота встречаемости врожденного гипотиреоза. В нашей стране его обнаруживают в ходе первичного скрининга: в каждом учреждении родовспоможения у всех доношенных новорожденных после 24 часов жизни берут кровь на фильтровальную бумагу. Из этих образцов в медико-генетической лаборатории ­РНПЦ «Мать и дитя» определяется уровень тиреотропного гормона (ТТГ). Сегодня первичная заболеваемость врожденным гипотиреозом составляет 1,14 на 100 тысяч населения (для сравнения: в 2006 году этот показатель был 2,0).

— Тем не менее болезни щитовидной железы не теряют своей актуальности. Почему так происходит?

— Заболевания щитовидной железы можно разделить на те, которые протекают с нарушением ее структуры в виде диффузных или очаговых изменений, и те, которые сопровождаются изменением структуры и функции железы. При избыточной выработке гормонов развивается гипертиреоз. Это заболевания, причиной которых чаще являются нарушения иммунитета, так называемые аутоиммунные заболевания. Если же щитовидная железа вырабатывает недостаточное количество гормонов, развивается гипотиреоз, замедляющий все функции и процессы в организме. Наиболее частая причина гипотиреоза — аутоиммунный тиреоидит, который постепенно разрушает клетки щитовидной железы, из-за чего они не могут продуцировать гормоны.

Кроме того, генетические факторы, избыточная масса тела и ожирение, недостаточно богатый витаминами, микроэлементами и белком рацион питания, а также плохая экологическая ситуация вносят свой вклад в развитие патологий щитовидной железы.

— Йодная недостаточность устранена, однако многие молодые мамы до сих пор рисуют йодные решетки на руках у детей или принимают йодомарин в качестве профилактики.

— Любые лекарственные средства, к которым относится и йодид калия, нужно принимать только по рекомендации врача, поскольку их употребление в повышенных дозировках и без показаний связано с риском развития побочных эффектов. Чаще осложнения избыточного потребления йода, прежде всего с лекарственными средствами, встречаются у людей старше 40—45 лет. Нанесение раствора йода наружно в виде йодной сетки на кожу тоже небезопасно: возможно появление йодизма, раздражения, ожогов, насморка, крапивницы, слюноотделения, слезотечения, высыпаний на коже. Что касается йодида калия в таблетках, его в основном рекомендуют употреблять женщинам в период беременности и особенно из сельской местности. Это связано с тем, что при беременности повышается суточная потребность в йоде до 250 мкг/сутки (до беременности для взрослых — это 150 мкг/сутки), а также установлено, что у сельских жителей ниже потребление йодированной соли.

В ТЕМУ

Важные источники йода — морские продукты, а также яйца. В большинстве государств йод добавляется в столовую соль. Во многих странах йод содержится в молоке и молочных продуктах, так как его добавляют в корм скоту, пишет bbc.com. Но в развитых странах вновь возникла проблема йододефицита — на этот раз не из-за отсутствия его в обычной еде, а потому что люди сознательно избегают употребления полезной еды. К примеру, большинство вегетарианцев и почти все веганы — по причине животного происхождения продуктов, а адепты здорового образа жизни считают мясо и яйца слишком калорийными.

В 2018 году Норвежский институт здравоохранения собрал и проанализировал данные о различных группах населения всех возрастов и обоих полов, в том числе и о беременных женщинах. Среди этих людей были как вегетарианцы, так и веганы. Выяснилось, что у веганов особенно высок риск йододефицита.

Продолжение в следующем номере.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter