С какого поля ягоды? Стать фермером на селе — проще простого.

Но как пойдут дела дальше, зависит не только от погоды...

— Когда начинаешь свой бизнес, одного желания мало, — говорит фермер Владимир Акулов. — Нужна поддержка местной власти. И в Славгородском райисполкоме мы всегда ее находим. Это не только кредиты, которые нам выдают, но самое важное — заинтересованность в развитии фермерского движения на селе, готовность специалистов оказать любую помощь.
Мы приехали в деревню Гайшин Славгородского района как раз перед первым снегом. Владимир “утюжил” свои сотки, неспешно продвигаясь по плантации на тракторе. В поле, которое не окинешь взглядом, этот худощавый мужчина уже не первый год работает без помощников. И еще как работает!

Отступать некуда

Ровные, словно под линейку, ряды посаженных кустиков черной смородины убегают за горизонт. И каждому из них нужно кланяться и кланяться, чтобы одарили щедрым урожаем. Зная, скольких трудов стоит поддержание такого идеального порядка, спрашиваю у Владимира Васильевича, как же его угораздило в одиночку заняться таким хлопотным делом? Шутка ли, плантация почти в 30 гектаров!
— Угораздило, — то ли сказал, то ли выдохнул Владимир. — Но отступать теперь некуда. Поначалу мне было страшно — не боятся ведь только дураки. А теперь порой смотрю на свое поле и не верю, что все-таки удалось осилить все это.
Однако поле любит не только заботу, но и ... деньги. Чтобы в Гайшине появились ухоженные плантации, Акулову пришлось продать в Славгороде добротный дом, построенный своими руками.
— Это решение далось мне непросто, потому что жена очень расстраивалась, — признался фермер. — Но потом я смотрел на свои владения, как на выгодный товар. И пообещал жене: заработаю деньги и обязательно построю новый дом.

Вот бы раньше...

Владимир говорит: над тем, начинать бизнес или нет, он думал не более недели. Почему-то сразу вспомнил, как еще в детстве, когда его семья жила в Славгороде, на заброшенном дворе наломал веток черной смородины, разделил их на черенки и поставил в банку с водой. То ли рука у него легкая, то ли черная смородина — кустарник неприхотливый, но вскоре все прутики пустили корни. И Володя посадил их под окнами дома. “Вы бы видели те кусты!” — восклицает фермер.
— Я остановился на смородине, потому что по факту — это лоза, — объясняет свой выбор Владимир. — С фруктовыми деревьями сложнее — зимой могут подмерзнуть или зайцы повредят кору.
Сегодня Владимир Васильевич жалеет лишь об одном, что не начал заниматься черной смородиной раньше — теперь в этом бизнесе жесткая конкуренция.
Свой первый визит Акулов сделал к председателю Славгородского райисполкома Владимиру Даниленко, который  быстро решил вопрос с выделением фермеру земли. Но новоиспеченного арендатора беспокоила чистота почвы на радионуклиды. Не придется ли в будущем столкнуться с тем, что выращенная ягода окажется непригодной для употребления? В санстанции района провели анализ и заверили: все чисто!
Поначалу Владимир получил 10 гектаров земли, потом еще 19. В фонде по поддержке предпринимательства ему сразу выдали кредит в 12,5 миллиона рублей на закупку двух тысяч саженцев черной смородины. Позже еще один. А побывав в облисполкоме и выяснив, что ему выгоднее иметь больше земли, чтобы дело окупалось и приносило прибыль, рискнул расширить угодья.

Помогла смекалка

Но когда Владимир Васильевич впервые приехал на эти земли, у него слезы навернулись на глаза. Хотя человек он и несентиментальный (воевал в Афганистане, получил орден Красной Звезды за боевые заслуги), поле, забитое сорняками, с лишь перевернутой плугом землей расстроило будущего хозяина.
Но Акулову помогла присущая ему смекалка. Владимир решил: весной, чтобы будущие посадки не пострадали, придется накрывать каждый кустик смородины пластиковой бутылкой и вручную обрабатывать землю вокруг, чтобы избавиться от осота.
Вспоминая тот каторжный труд, Владимир шутит: все обычно идут в баню с бутылками пива, а его друзья, когда собирались компанией, всегда тащили с собой сетки пустой тары. За зиму удалось собрать 1,5 тысячи (!) бутылок. Весной Акулов отрезал горлышки и надевал емкости на кустики, чтобы защитить черную смородину от ядохимикатов. Сейчас на его плантации 130 тысяч кустов. При этом фермер не намерен останавливаться на достигнутом, планирует посадить смородину еще на 20 гектарах.

Как все было

Мы стоим у кромки поля. Ветер такой ледяной, что пробирает до костей. Но Владимир будто не замечает холода, вспоминает, каким непростым было начало.
— Жена была настроена категорически против моего бизнеса, но теперь стала самой активной помощницей, — тепло говорит о своей половине фермер. — Самое сложное пока — нехватка денег: живем на одну зарплату жены. Поэтому приходится  держать большое подсобное хозяйство — свиней и кроликов, самим выращивать овощи. Еще учим в институтах двух старших дочерей-двойняшек.
Я сейчас в такой ситуации, когда все вроде бы есть, а укусить невозможно. Трактор, например, покупал в лизинг, а приспособления к нему мастерил самостоятельно. Это экономит уйму денег. Проблема в другом: где найти дешевые запчасти? На покупку новых денег пока нет. Обычно еду на свалку “Вторчермета”, нахожу нужную деталь в хорошем состоянии. Затем ищу металлолом и меняю его на нужную запчасть. У нас ведь как? Технику, которую еще можно отремонтировать и на которой фермер работал бы не менее 10—15 лет, пускают на металлолом, потому что ее почему-то запрещено продавать. А ведь для нас, фермеров, это было бы настоящим подспорьем.

Ветер в спину

Мысли о будущем — словно ветер в спину этому человеку-трудяге. Видимо, потому и о своих планах он говорит так охотно:
— Если урожай удастся, придется строить цех для частичной переработки урожая. Например, выпускать варенья, соки, ягодное пюре. Всякое ведь бывает: можно загрузить транспорт ягодой, а он сломается. И тут на помощь придет перерабатывающий цех.
И все же бизнес бизнесом, но цель у Владимира Васильевича предельно ясная. Хочу, говорит, чтобы четыре моих любимых дочери — двойняшки Маша и Настя, Оля и Юля были счастливы и ни в чем не нуждались. Они всегда поддерживают меня и гордятся тем, что я делаю. А это так радует сердце.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter