С какого кирпича возьмут

Успехи белорусских экспортеров стройотрасли во многом зависят от сохранения объемов строительства в России

С какого кирпича начнут — таким и завершат стройку… Этим образным выражением Министр архитектуры и строительства Александр Селезнев обозначил суть экспортной стратегии отрасли: главное, чтобы первый кирпич имел белорусское происхождение.

На руку предприятиям Минстройархитектуры тот факт, что большинство цементных и кирпичных заводов в России сегодня остановились или значительно сократили объемы выпуска. Однако успехи белорусских экспортеров во многом зависят от того, удастся ли российскому правительству в этом году реализовать намеченное: сохранить объемы жилищного строительства на прошлогоднем уровне. У независимых аналитиков немало сомнений на этот счет. По всей России стройки фактически остановлены: по официальным данным, недостроенными остаются около 78 млн. кв. м жилья.

В январе этого года предприятиям Минстройархитектуры удержать производство на запланированном уровне не удалось — произошло снижение на 13,5 % к январю 2008-го (в сопоставимых ценах). Но выравнивать ситуацию придется, понимает руководство отрасли. В последние годы мощности стройиндустрии значительно выросли, что в условиях наблюдавшегося ажиотажного спроса вполне объяснимо. Заметно вырос и экспортный потенциал: в частности, до 30—40 % от объема производства — по стеновым материалам, до 80 % — по керамической плитке. Как сегодня продавать эти товары? Продукция «Керамина» на внутреннем рынке пока находит своего покупателя, а вот в России и Украине склады переполнены, рассказал Александр Селезнев. Поэтому принято решение остановить  три  линии  по  выпуску плитки и осваивать  новую  для  белорусского  рынка  продукцию — керамогранит. Ранее этот материал, востребованный при строительстве ряда крупных объектов, закупался в Италии, Испании и Китае. Первая серийная партия, по словам министра, появится уже в мае.

Для наращивания мощностей и освоения инновационной продукции предприятиям строительной отрасли потребовались немалые средства. По оценкам Александра Селезнева, за 3 года выполнен пятилетний план по объемам капвложений, но задачи по сохранению темпов роста остаются напряженными. Та продукция, которая вчера продавалось с большим трудом, сегодня и вовсе не имеет никаких шансов. А это значит, что потребуются новые инвестиции. Где взять средства? «Несмотря на трудности на российском, украинском рынках, важно закрепиться на них и нарастить объемы экспорта, — пояснил глава строительного ведомства. — В ряде случаев приходится снижать экспортные цены ниже себестоимости, если позволяет сложившийся в целом по предприятию уровень рентабельности».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter