С интересами России в Вашингтоне особо не церемонятся...

Однако оно куда в большей степени, пусть и не так заметно, повлияет на силовые поля стратегических решений мировых держав.
Однако оно куда в большей степени, пусть и не так заметно, повлияет на силовые поля стратегических решений мировых держав. Здесь нужно четко уяснить одну вещь: демонстрация растущих возможностей обороны страны - это еще один, скрытый, вид военного наступления, это другой тип войны. Напоминающей во многом недоброй памяти годы "холодной"... Так или иначе, но обозреватели приходят к мнению, что США поступили по отношению к России, мягко скажем, неуважительно.

Двусмысленный характер этого шага правительства США бросается в глаза не только оппонентам. В частности, газета "Нью-Йорк таймс" замечает, что с решением выбросить на свалку истории договор от 1972 года президент Буш начал дипломатическую игру в кости. Игра непростая. Если Бушу улыбнется удача, Россия "переживет" его решение и отношения с Москвой будут улучшаться и дальше. Если же нет, то Буш добьется этим ходом отчуждение Кремля и начала новой гонки вооружений. Как с Россией, так, возможно, и с Китаем. Вызывает полное недоумение вопрос, почему правительство США выбрало столь рискованный демарш в момент, когда оно отчаянно нуждается в помощи России в войне против терроризма? Ведь это сделано явно не потому, что, как показали уроки 11 сентября, США стали более уязвимы перед ракетной атакой.

Большинство наблюдателей отмечает, что идея о выходе из договора 1972 года была внедрена в голову Буша консервативной группой Чейни уже на самом раннем этапе его президентской кампании. Эта идея имела свой внутриполитический эквивалент - в лице любимой Бушем мысли о существенном сокращении налогов для самых богатых американцев. Он остался верен этой идее, даже когда международные обстоятельства резко изменились и она перестала отвечать самым насущным интересам страны. Презрение Буша к Договору по ПРО (а равно и к другим международным соглашениям) едва ли создает конструктивный прецедент для установления контроля над ядерным оружием. Он запускает механизм гонки и соперничества. Надо полагать, что решение Буша станет суровым испытанием для его дружбы с Владимиром Путиным. Последний и так пошел на серьезный внутриполитический риск, открыто заключив Запад в объятия. Во время встреч двух этих лидеров Путин, насколько можно судить, был внутренне готов к сделке с США, которая бы затронула и Договор по ПРО. В новых рамках отношений США и Россия сократили бы также свои наступательные вооружения. Эти сокращения уже были практически намечены, и уже начали вестись переговоры о подписании соглашения по контролю за выводом вооружения из строя. Однако Президент Путин, столкнувшись с непримиримыми возражениями российских генералов против изменения договора 1972 года, не проявил достаточной гибкости на этом фронте, чтобы удовлетворить Буша. А спешивший начать испытания своего ракетного щита, который требуют лоббисты ВПК в конгрессе, Буш преодолел сопротивление госсекретаря Колина Пауэлла, выступавшего за поиски решения путем переговоров.

Россия, конечно, не жаждет вкладывать миллиарды долларов в модернизацию своего ядерного оснащения. Однако в ответ она может просто денонсировать другие договоры о ядерном оружии и очень просто установить на части своих ракет боеголовки с разделяющейся частью. В.Путин также может ответить и в других областях. Без согласия Москвы, скажем, американская армия не сможет использовать базы в граничащих с Афганистаном странах (бывших республиках СССР) - например, в Узбекистане и Таджикистане.

Сегодня трудно понять, зачем Бушу понадобилось задирать Москву таким образом и в такое время. Ведь если бы Президент Путин получил время для размышления, он, вероятно, согласился бы с определенными поправками к договору, разрешающими развитие систем ПРО наземного и воздушного базирования. Может быть, возникла бы даже возможность и для обоюдного выхода из договора 1972 года. Но произошло то, что произошло: для Путина труднее всего смириться с выходом США безо всяких переговоров - с шагом, сделанным Бушем. Потому что ясно: позицию России достаточно безапелляционно проигнорировали. Причем это сделано так, что стало заметно всем.

Решение США выйти из Договора по ПРО критикуют, казалось бы, все - в особенности европейские лидеры. Первой страной, высказавшей негативную реакцию, была Швеция. За ней последовали другие. В частности, в заявлении МИДа Украины говорится: "В условиях, которые возникают после упомянутого решения США, пока что тяжело прогнозировать будущую судьбу международных договоров, базирующихся на принципах, определенных Договором по ПРО. В связи с этим в Украине надеются и исходят из того, что США начнут соответствующие переговоры, в частности с партнерами по договору, с целью выработки путей обеспечения международного мира и стабильности, которые отвернули бы угрозу возврата к ядерному противостоянию".

История с выходом США из ПРО во многом симптоматична. Это далеко не первая попытка оттереть Россию, отчасти ослепленную западническими эмоциями, в уголок. В частности, не может не настораживать ситуация с манкированием позицией России по формированию коалиционного правительства в Афганистане, таким же подчеркнуто немотивированным. И Афганистан, и тема выхода из Договора по ПРО стали очередным поводом для проверки политики администрации США в отношении России. Пока Москва получает чувствительные уколы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter