С «иностранцами» будет проще общаться

Начиная со 2 октября  2008 года участники внешнеторговой деятельности (ВЭД) начнут работать по новым правилам

Начиная со 2 октября  2008 года участники внешнеторговой деятельности (ВЭД) начнут работать по новым правилам.

Нововведения закреплены Указом Президента Республики Беларусь № 178 от 27 марта 2008 года «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Специалисты поясняют, что со вступлением его в силу произойдет определенная либерализация государственного регулирования в этой сфере, но для начала экспортерам и импортерам стоит запастись терпением — документ несколько сложен для восприятия, хотя в нем более детально (по сравнению с действующим законодательством) прописаны условия совершения внешнеторговых операций. 

В чем же принципиальные отличия нового документа от действующего Указа Президента № 7 от 4 января 2000 года «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций»? 

Одно из главных нововведений: в качестве самостоятельных объектов внешнеторгового договора обозначены «охраняемая информация», а также «исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности». Эти определения до сих пор были прописаны в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», Указе № 452 от 17 июля 2006 г. «Об обязательной продаже иностранной валюты», некоторых документах Национального банка. 

Указом № 178 минимальная стоимость товаров по договорам, на которые требуется оформление паспорта сделки, увеличена в 2 раза — с полутора до трех тысяч евро (в эквиваленте). Впрочем, это не касается внешнеторговых контрактов, предусматривающих экспорт или импорт товаров, сделки по которым резиденты обязаны заключать на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Перечень этой продукции, утвержденный постановлением Совмина от 16 июня 2004 г. № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах», достаточно объемный и постоянно дополняется. 

Со 2 октября этого года обязанность по регистрации паспортов сделок возложена на банковские учреждения (сегодня этим занимаются органы Государственного таможенного комитета). При обсуждении проекта указа вопрос о целесообразности передачи этой функции банкам вызвал некоторые дискуссии. В частности, высказывались опасения, что коммерческие финансовые учреждения не смогут должным образом осуществлять контроль над внешнеторговыми операциями. Однако более убедительными оказались другие доводы: банки не первый год успешно участвуют в регулировании внешней торговли. Кстати, с целью защиты резидентов Указом № 178 вводится новая административная ответственность банков за неправомерный отказ в регистрации паспорта сделки. 

Случаи, при которых резидент должен зарегистрировать новый паспорт сделки, со 2 октября будут определяться Нацбанком по согласованию с Комитетом государственного контроля. Все они должны быть прописаны в соответствующем постановлении главного финансового учреждения страны. Сегодня юрлица и предприниматели обязаны зарегистрировать новый паспорт сделки, если в процессе исполнения внешнеторгового договора изменились стоимость товара, номенклатура, валюта платежа, форма расчетов. 

Значительному изменению подверглись условия статистического декларирования: фактически пороговая сумма увеличена в 5 раз. Так, согласно Указу № 178 статистическая декларация оформляется по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной, в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более (в настоящее время — 200 евро). 

Функция продления сроков прекращения обязательств по внешнеторговым договорам в соответствии с новым указом будет передана от Минторга Национальному банку и его главным управлениям по областям. Со вступлением документа в силу участникам внешнеторговой деятельности, находящимся за пределами Минской области, не придется каждый раз отправляться в столицу за разрешением на продление. Вполне охотно взяли бы на себя эту функцию и отраслевые министерства (для подведомственных организаций), однако разработчики указа посчитали, что такое нововведение могло бы привести к ослаблению контроля над внешнеторговыми операциями. Кстати, за продление сроков прекращения обязательств по внешнеторговым договорам плата взиматься не будет (по действующему законодательству — 17 базовых единиц). Кроме того, Указ № 178 значительно расширил перечень легальных способов прекращения обязательств по внешнеторговым договорам, утверждают разработчики. Например, при использовании такой распространенной схемы, как зачет (если он проводится в соответствии с международными договорами о взаимных безналичных расчетах, осуществляемых на основе клиринга). 

Еще один важный для участников ВЭД фактор — увеличение сроков представления таможенным органам статистических деклараций. В новом документе прописано, что это должно быть сделано не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а в случае с периодической статистической декларацией — не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. В настоящее время это соответственно не позднее 5 календарных дней и 5-го числа месяца. С 10 календарных дней до 10 рабочих дней фактически увеличен срок аннулирования свидетельства о регистрации статистической декларации. Срок представления банку документов (сведений), необходимых для валютного контроля, увеличен с 5 до 7 рабочих дней со дня зачисления на счет резидента денежных средств, поступивших от экспорта товаров, выполненных работ, оказанных услуг. 

Что касается содержания внешнеторгового договора, то в Указе № 178 не прописаны такие позиции, как информация о качестве товара, ответственность сторон, порядок разрешения споров, местонахождение резидента. Это отнюдь не означает, что все эти реквизиты можно «изъять» из договора — просто для валютного контроля они не нужны. Тем не менее принципиальных изменений не произошло, поскольку содержание конт-ракта регулируется другими законодательными нормами. 

В Указе № 178 есть прямая оговорка, поясняющая, что в понятия экспорта и импорта входит передача товаров в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь. Под это определение попадают, в частности, договоры с резидентами Российской Федерации, а также договоры, в условиях которых отсутствуют обязательства о ввозе товаров на территорию республики или о вывозе за пределы таможенной территории. Известен случай, когда субъект хозяйствования доказывал в суде, что его деятельность не попадает под Указ № 7, поскольку нет обязательств о вывозе товаров. Теперь такие обязательства и не потребуются… 

На практике часто возникал и такой вопрос: как Указ № 7 соотносится с Указом Президента от 15 августа 2005 года № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров, исполнения обязательств на территории Республики Беларусь», который установил ограничения на неденежную форму прекращения обязательств. Чтобы урегулировать ситуацию, Совет Министров 23 ноября 2005 года принял постановление № 1317, согласно которому Указ № 373 на внешнеторговые договоры не распространяется. Но поскольку в этом постановлении есть ссылка именно на Указ № 7, то после вступления в силу Указа № 178 будут внесены соответствующие изменения в документ Совмина. 

Из-под действия Указа № 178 выведены четыре вида внешнеторговых операций. В их числе сделки, расчеты по которым осуществляют индивидуальные предприниматели наличными денежными средствами за пределами Беларуси (фактически это «челноки»). И наиболее интересный и полезный вид операций тот, расчеты по которому осуществляются через банки-нерезиденты. 

До вступления Указа № 178 в силу осталось немногим более четырех месяцев, однако необходимые нормативные акты в развитие его исполнения не приняты, хотя в самом документе достаточно много отсылочных норм. Поэтому в ближайшее время участникам ВЭД стоит внимательно отслеживать появление новых нормативных документов в сфере внешней торговли. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter